Смекни!
smekni.com

Сон, гипноз и мышечная релаксация (стр. 2 из 4)

Сон в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа, хотя внутренние часы человека обычно идут с циклом в 24,5—25,5 часа. Этот цикл переопределяется каждые сутки, наиболее важным фактором которых является уровень освещения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина. Повышение уровня мелатонина вызывает непреодолимое желание спать. Помимо ночного сна в некоторых культурах существует физиологически обусловленный кратковременный дневной сон - сиеста.

Нейроанатомия. В настоящее время известно, что активность клеток коры, выявляемая на ЭЭГ, и состояние бодрствования поддерживаются восходящей ретикулярной активирующей системой (ретикулярной формацией). К данной системе относятся структуры ствола мозга, к которым подходят ответвления чувствительных нервных трактов, идущих от спинного мозга к коре. Однако точный механизм, вызывающий сон, пока не установлен. Опыты на животных с повреждением отдельных участков мозга показывают, что в нем имеются определенные структуры, индуцирующие сон и тормозящие ретикулярную систему. Они располагаются в подкорковых областях, включая верхний отдел ствола мозга (мост), нижние его отделы, а также преоптическую область гипоталамуса. В других аналогичных исследованиях было показано, что сон с БДГ и сон без БДГ связаны с деятельностью разных структур. Так, повреждение дорсолатеральной области покрышки моста подавляет только сон с БДГ, но не влияет на сон без БДГ.

Как выяснилось, для возникновения сна с БДГ необходима одна из структур моста, а именно каудальное ретикулярное ядро. Разрушение его у экспериментальных животных приводит к выпадению у них этой фазы сна. Другая структура мозга – т.н. голубое пятно – по-видимому, ответственна за появление движений глаз во время сна с БДГ.

ДЕПРИВАЦИЯ СНА

Интерес к исследованию эффектов депривации (лишения) сна основывается на данных о том, что у людей, длительное время лишенных сна, часто развиваются расстройства мышления и восприятия, подобные тем, что наблюдаются при шизофрении.

Полная депривация. Через 24–28 ч полного лишения сна электрическая активность мозга снижается и ЭЭГ становится примерно такой же, как во время засыпания, хотя человек выглядит бодрствующим и двигается с открытыми глазами. Люди, лишенные сна, способны поддерживать эффективную деятельность лишь очень короткое время; если же они работают длительно, то совершают большое количество ошибок, особенно в условиях ограниченного времени.

В первую ночь, когда испытуемому позволяют заснуть после трех-четырех дней полного лишения сна, отмечается значительное увеличение продолжительности 4-й стадии при относительном сокращении фазы с БДГ. В последующие ночи происходит компенсаторное увеличение продолжительности сна с БДГ. В то же время после длительного лишения сна (от восьми до десяти суток) в первую восстановительную ночь увеличивается продолжительность как сна с БДГ, так и 4-й стадии.

В условиях ограничения продолжительности сна, но не полного его лишения происходит удлинение 4-й стадии за счет сокращения других стадий сна без БДГ, преимущественно 3-й стадии.

Избирательная депривация. Если человека избирательно лишить только 4-й стадии, то в последующем, как только ему позволят спать без помех, происходит компенсаторное ее удлинение. Когда человека будят лишь во время сна с БДГ, то, засыпая вновь, он будет все чаще погружаться именно в эту фазу сна. Данный эффект становится все более отчетливым в каждую последующую ночь депривации. Как только испытуемому позволят спать всю ночь спокойно, у него возникает значительное увеличение общей продолжительности сна с БДГ. В настоящее время установлено, что лишение сна с БДГ не приводит к выраженным психическим изменениям.

РАССТРОЙСТВА СНА

Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. При снохождении человек нередко блуждает вокруг одного и того же места, на его лице написано смятение, а действия некоординированны. Ранее было распространено мнение, что лунатик как бы проигрывает свои яркие сны, но снохождение обычно возникает во время сна без БДГ (в 3-й и 4-й стадиях). Ночные страхи сопровождаются пронзительным криком, двигательным и вегетативным возбуждением. Резко возрастает частота сердечных сокращений, иногда человек с безумным видом, крича, стремительно выбегает из комнаты. Дети обычно полностью забывают эти эпизоды, а у взрослых сохраняются лишь фрагментарные воспоминания. Оба типа расстройств чаще отмечаются в детстве и, вероятно, связаны с задержкой созревания центральной нервной системы.

Ночные кошмары – возникающие ночью состояния интенсивной тревоги и страха, связанные с яркими, эмоционально насыщенными сновидениями. Это частая причина нарушений сна, так как люди, проснувшись от ночного кошмара, длительное время не спят, боясь вновь заснуть или анализируя увиденное во сне. Ночные кошмары, представляющие собой в сущности сновидения, возникают во время сна с БДГ и отличаются от ночных страхов, приуроченных к 3-й и 4-й стадиям. Ночные кошмары у детей – проявление их эмоционального созревания, они отражают временные трудности в различении реальности и фантазии. Ночные кошмары у взрослых чаще связаны с психологическими факторами.

Ночной энурез, или недержание мочи во время сна, тоже происходит в фазе сна без БДГ. Хотя упускание мочи возможно в любое время ночи, чаще всего оно наблюдается в первую ее треть, когда преобладают 3-я и 4-я стадии. Большинство эпизодов происходит в 4-й стадии, причем мочеиспускание начинается в момент перехода ко 2-й или 1-й стадии. Если человек в этот момент просыпается и меняет белье, он не может рассказать о каких-либо сновидениях и, вновь заснув, будет иметь нормальную структуру сна. Если же он остается мокрым, то на протяжении нескольких часов не появляются 3-я и 4-я стадии, и если человек просыпается в последующий период с БДГ, то может вспомнить фрагменты сновидений, связанных с недержанием.

Нарколепсия, гиперсомния, апноэ во сне. К расстройствам, характеризующимся патологической сонливостью, относятся нарколепсия и различные варианты гиперсомний, в том числе связанные с апноэ во сне. Нарколепсия проявляется кратковременными внезапными приступами непреодолимой сонливости. В большинстве случаев у больных наблюдается также катаплексия (внезапное расслабление мышц), а приступы засыпания сопровождаются появлением на ЭЭГ тех же изменений, что и во время сна с БДГ.

В отличие от нарколепсии, при гиперсомнии периоды повышенной дневной сонливости и приступы засыпания обычно более длительны и продолжаются от одного до нескольких часов. Это расстройство бывает обусловлено как психологическими, так и органическими факторами. Наиболее изученная форма периодической гиперсомнии – синдром Клейне – Левина; он чаще возникает у юношей и сопровождается повышенным аппетитом. Гиперсомния может быть также связана с нарушением функционирования головного мозга вследствие опухоли, сосудистого поражения, энцефалита, токсической энцефалопатии, эндокринных или метаболических расстройств.

Апноэ (остановка дыхания) во сне характеризуется полным прекращением газообмена, продолжающимся более 10 с, иногда свыше 1 мин. Точная причина этого состояния неизвестна, но оно может быть связано с прекращением движений грудной клетки, нарушением проходимости верхних дыхательных путей или комбинацией этих факторов. Оно часто сопровождается повышенной сонливостью в дневное время. В легких случаях апноэ во сне удается устранить с помощью лекарственных средств и снижения веса. В тяжелых случаях иногда требуется хирургическое вмешательство.

Инсомния (бессонница). Выделяют три типа инсомнии: при первом из них (самом частом) нарушается засыпание, при втором – поддержание сна, при третьем отмечается раннее окончательное пробуждение. Причины инсомнии многообразны. Она может возникать в ответ на преходящий стресс, хронический эмоциональный конфликт или соматическое заболевание. Бессонницу часто вызывают психостимуляторы и даже кофеин, содержащийся в кофе или кока-коле, а иногда и нарушение привычного режима. Расстройство сна нередко возникает также в процессе старения. Развитию хронической инсомнии способствуют различные факторы, в том числе эмоциональные конфликты, неправильная (неадаптивная) реакция на стресс, постоянное ожидание плохого сна и связанная с этим тревога. Эффективное лечение хронической инсомнии требует комплексного подхода и включает психотерапию, поведенческую терапию и – в качестве дополнительной меры – разумное использование лекарственных средств.

Со́нный парали́ч (сонный ступор) — состояние, когда паралич мышц наступает до засыпания или после пробуждения. Эта болезнь обратна сомнамбулизму, когда паралич мышц не наступает во сне. Паралич всего тела обычно сопровождается чувством ужаса и иногда галлюцинациями. Позвать на помощь или вообще что-то сказать невозможно.

Сонный паралич обычно продолжается от нескольких секунд до 2 минут. Он неприятен, но, по современным представлениям, безвреден. Страх впасть в летаргический сон, умереть или сойти с ума, который часто испытывают больные, безоснователен.

Сонный паралич испытывает хотя бы раз в жизни 20—40 % населения. Наиболее часто первый эпизод сонного паралича испытывается в 10—20 лет (но может наступить в любом возрасте). Частота, как правило, до нескольких раз в год, изредка — чаще.

Наиболее распространённые симптомы, кроме паралича всего тела — чувство ужаса, ощущение давления (особенно на грудь) или затруднённое дыхание, ощущение присутствия постороннего существа, ощущение движения тела, слуховые и зрительные галлюцинации. Типичные слуховые галлюцинации — голоса, шаги или пульсирующие звуки, зрительные — люди или призраки в комнате.Примерно в половине случаев больной не может открыть глаза.