Смекни!
smekni.com

Социальная среда и личность (стр. 2 из 4)

2.2. Социальная активность личности

Специфически человеческую форму взаимодействий и взаимоотношений создают взаимосвязи между людьми. Другой человек оказывает на индивида весьма своеобразное воздействие. На основе ряда экспериментальных исследований известно, что наличие в ситуации другого человека оказывает специфическое влияние на поведение индивида. В социальной психоло­гии были отмечены эффекты «сосуществования», «со­трудничества», «социального подкрепления», «соактивности» и пр. Они не могут быть объяснены однопланово, лишь особенностями субъект-объектного взаимоотноше­ния. Личностные взаимодействия характеризуются го­раздо более сложной природой. Некоторые их особен­ности могут быть выявлены при анализе социальных ожиданий.

Человеческая активность предполагает использова­ние сложных психических механизмов. В теории уста­новки экспериментально были изучены некоторые их аспекты. Анализ экспериментальных данных показал, что при «построении поведения» посредством установоч­ного механизма учитываются не только потребности индивида и соответствующая ситуация, но и те ее воз­можные преобразования, которые ожидаются с большой вероятностью. Эта особенность установочной активно­сти исследовалась с физиологической точки зрения И. М Фейгенбергом, и была им обозначена как способ­ность мозга к вероятностному прогнозированию.

Установочное прогнозирование как примитивная фор­ма ожидания является одним из проявлений специфики отношения человека к действительности (ее отражения). Такие ожидания могут действовать совершенно неосоз­нанно. Более того, как показы­вают экспериментальные исследования, для формирова­ния социальных ожиданий недостаточно созревания спо­собностей объективации и осознания. Их формирование начинается только в переходном возрасте, и лишь на последнем этапе социализации человека они становятся детерминантами поведения. Следует отметить также, что для их формирования необходимы участие сознания и объективации, однако, сформировавшись, они могут функционировать на бессознательном уровне. [6.c.169-171]

Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, однако формирование его личностных свойств обусловливается социальными взаимодействия­ми и закономерностями. Как указывают классики мар­ксизма, сущность человека создается совокупностью общественных отношений. Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматри­ваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации целостной системы соци­ально-культурных ценностей. При изучении закономер­ностей формирования и действия социальных ориента­ции людей в качестве методологического принципа был использован принцип «дифференциации — конкретиза­ции первичных целостностей» в противовес принципу «интеграции — связывания элементов», характерного для ассоциационистской и бихевиористской теорий.


2.3. Социальная природа деятельности личности

Человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Социальная среда не просто формирует личность благодаря деятельности и в процессе деятельности, но сама предметность как конструирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Социальное не «дано» через деятельность, проблема не стоит как проблема «социальности и деятельности»: это в действительности вопрос о социальной сущности самих объектов деятельности и социальности человеческого сознания, отражающего эти объекты в процессе деятельности и благодаря ей. [1, c.241-243]

Личность не является простой результирующей социальных воздействий, но представляет собой специфичное образование. Социальная природа деятельности индивида не носит универсально-абстрактного характера: она коренится в исторически конкретной форме общества.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями.

По А.Н.Леонтьеву личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и сознание, она ею порождается».

«Объект деятельности, имея предметное, внешнее бытие, в то же время выступает как идеальное образование, как психический образ, и таким путем детерминирует психическую деятельность. Процесс деятельности выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира в сознании. Сознание и личность рассматриваются как продукты и как «моменты» стороны деятельности».

Понятие деятельности - непроизвольно вводимое понятие, не просто некий конкретно-научный конструкт, который можно толковать так или иначе по желанию того или иного психолога. Оно с самого начала выступает как категория, выходящая далеко за границы психологии и связывающая систему ее понятий с системой понятий и категорий других общественных наук, раскрывающиеся реальные процессы связи и взаимодействия личности, сознания и общества, позволяющая перейти от теоретического анализа на уровень конкретного психического исследования. [3, c. 173]


2.4. Социальные ориентации и установки

Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют об­щественное значение. Побудители такого рода поведе­ния следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

Социальное поведение, как и всякая другая актив­ность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятель­ство проявляется в наличии у личности социальных тен­денций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о куль­туре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, уста­новки имеются у него в отношении указанных явлений.

Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.

Для оценки знания обычно используется пятибалль­ная система. Оно может быть оценено от 0 до 5 баллов. Ориентация же биполярна. Она может оцениваться от — 5 до + 5. Закономерности формирования и смены ориентации отличаются от законов приобретения знаний. Указанные ориентации условно могут быть подразде­лены на два класса: личные и социальные ориентации.

Личные ориентации создаются у человека под воз­действием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требова­ниями других людей.

Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее — Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отноше-ние; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:

1) элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);

2) социальные установки (формируются на базе оценки отдель­ных социальных объектов и ситуаций);

3) базовые социальные установки (определяют общую направ­ленность личности);

4) система ценностных ориентации.

Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изме­нить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование ус­тановки оказывают влияние родители (важно сходство установки ро­дителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.