Знание этих и подобных типологий, основных признаков принадлежности к той или иной группе, ведущих направлений само реализации и возможных проявлений асоциального и криминального поведения дает возможность социальному педагогу в ситуациях диагностики конкретной группы максимально точно провести идентификацию, спрогнозировать возможные следствия членства в данной группе для несовершеннолетнего. Существует, по крайней мере, два способа возникновения асоциальных групп: они складываются на основе объединения несовершеннолетних, социализация и личностное развитие которых нарушены рядом объективных и субъективных причин, или в недрах социально полезных групп в результате накопившихся де формаций в социальных отношениях и общении.
Зарождение асоциальных групп происходит по следующей схеме:
· деформации в семейных отношениях, недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;
· нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
· перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений; постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива);
· появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, которые выражаются в аморальных и взглядах, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации; наличие за пределами социально полезных групп асоциальных отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности. Очень часто, не видя поддержки и понимания дома, у близких людей, подростки бегут в неформалы. Это своего рода протест против взрослых: «Я не хочу жить так, как вы!». Отсюда бунтарство. Именно поэтому нам нужно знать о молодежных неформальных группировках. Знать, чтобы определить «группу риска» и сразу же начать работать с такими учащимися.
Как правило, в условиях школы параллельно существует несколько типов дружеских сообществ учеников: достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра (один популярный в классе ученик или сплоченная диада из 2 популярных учеников), Особенность такой компании - ее члены предпочитают свою связь с центром, в то же время связи между собой носят не дружеский, а приятельский характер; группы, в которых привлекательно не общение с лидером, а общение между собой, то есть с группой в целом;· новички, аутсайдеры и ученики, друзья которых переменили место учебы. Это либо устойчивые диады, либо “осколочные” группы, которые образуются только потому, что с другими одноклассниками дружба не завязывается.
В любой ситуации определенная часть учащихся оказывается как бы оттесненной на периферию группы. Эти школьники, обладающие в классе низким социальным статусом, не могут ни влиять на своих соучеников, ни полноценно участвовать в жизни класса. Такой подросток начинает поиск других сообществ, членство в которых позволило бы ему компенсировать свои личностные неудачи в ученической группе, при этом значимость класса для него падает. Одновременно резко снижается для такого подростка интерес к общению с еще недавно значимыми взрослыми, причем этот процесс происходит очень быстро. Исследования показывают, что благополучные школьники-подростки в 3 раза чаще, чем низкостатусные члены класса, используют мнение взрослых (в первую очередь родителей и учителей) в качестве определенного ориентира при оценки морально-этической стороны своих поступков. Это означает, что нормы и ценности новой референтной группы не просто не совпадают с общепринятыми нормами и ценностями, но и напрямую противоречат им. Возникает так называемый подростковый “кодекс чести”, опирающийся на представление о главенстве групповых норм над общечеловеческими и о второстепенности моральных принципов по сравнению с принципами приятельства. В раннем юношеском возрасте начинается подчеркнутое внимание к личности другого (в отличие от групп подросткового возраста, когда оценка соучеников дается по минимальной, порой поверхностной информации, по первому впечатлению, которое дальше додумывается до цельного образа - эффект ореола). Вторым фактором изменения внутригрупповой ситуации в старших классах является естественное перекомплектование на рубеже 9 и 10 годов обучения. [29;32]
Существует мнение, что оптимальна ситуация, когда сохраняется костяк класса, а вновь формируемые классы имеют плохой прогноз по учебной успешности. В то же время исследования показывают, что в действительности это не так, а в учебном плане может возникнуть и обратная ситуация. Кроме того, сохранение состава класса на рубеже 9 - 10 года обучения может привести к задержке, как личностного развития отдельных членов класса, так и класса как группы в целом. Сохранять имеет смысл только тот класс, который достиг уровня коллектива; в подавляющем большинстве общеобразовательных средних школ это не так. Самая плохая ситуация - когда в классе происходит обновление не более чем на 25% при сохранении старого классного руководителя. В этом случае старожилы самоутверждаются за счет низкостатусных новичков. В то же время, если изменено не менее 75% класса, в течение всего 10 класса интенсивно идут группообразовательные процессы; прежние лидеры вынуждены доказывать свои позиции, в то же время новички, даже низкостатусные в прежнем классе, имеют возможность проявить себя в полной мере и даже занять лидирующее положение. Отметим, что такая ситуация, конечно, трудна для педагога, но полезна для учеников.
Еще одна особенность неформальной структуры в старших классах это переход от однополых к разнополым компаниям и диадам, появление объединений по профессиональным намерениям или актуальным интересам. В подростковом возрасте именно межличностные отношения во многом определяют выбор будущей профессии. В старших классах наблюдается обратная ситуация, причем неформальные объединения учащихся по профессиональным интересам, как было экспериментально показано, по уровню социально-психологического развития превосходят класс в целом.[3;61]
Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз.
Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить их вдоль социометрации. В результате «проявится» состав одной группы, потом второй, третьей и т.д. Границей группы является обрыв цепочки взаимных выборов.
К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.д.
Диагностика подростковых и юношеских групп имеет целью определение направленности группы, ее состава, структуры взаимоотношений и подчинения, уточнение комплекса установок и ориентации.
К диагностируемым количественным показателям относят: возрастной и численный состав группы; социальный и половой состав; длительность ее существования, частоту и продолжительность встреч членов; места встреч; криминогенную зараженность членов; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за групповую деятельность.
К диагностируемым качественным показателям относят:
· подготовленность к совместной деятельности, которая выражается в ее эффективности и результативности;
· характер, цели, мотивы и направленность деятельности;
· уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутригрупповую структуру; типы общения и отношений;
· групповые интересы, потребности и способы их удовлетворения, нормы и ценности; способы воздействия на группу. Процедура диагностики в данном случае может осуществляться психологом по ходатайству социального педагога.
К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного измерения.
В деятельности социального педагога используется паспортизация подростковых и юношеских групп. Паспорт неформальной подростковой группы заполняется в результате анализа бесед с членами подростковых групп, сопоставления информации, полученной от разных подростков, после чего проводится как взаимодополнение, так и исключение ложной информации (см. приложение). Возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, что исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделяется среди членов неформальной группы. Следуя опыту деятельности ПДН, систематизация паспортов подростковых и юношеских групп может проводиться не только по критерию направленности, но и по их территориальной принадлежности, месту проживания (обучения) лидера.
В программу диагностики группы включается комплекс методик, предназначенных для изучения личностных особенностей лидера (лидеров) данной группы. Лидер зачастую определяет направленность группы, ее открытость внешним контактам, возможность переориентации, коррекции установок и деятельности группы. Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живет и действует та или иная группа. Внимание концентрируется на уточнении места и роли группы в структуре того или иного коллектива, общества в целом. В рамках проведения диагностических процедур необходимо особо выделить методы прогнозирования поведения группы. Цель прогнозирования - выявить возможные позитивные моменты в работе с той или иной группой. Логика рассуждения выстраивается по следующим позициям: как изменяются интересы и потребности группы, каковы устойчивость группы и ее будущность.