Это может свидетельствовать о возрастном становлении подростков, которое сопровождается переосмыслением прошлых поступков и жизненных приоритетов с новых позиций. На фоне острых переживаний осознания вины, прошлого поведения (у 100%) респондентов, только у 4 подростков обнаруживается внутриличностный конфликт в отношениях с самим собой. В этой связи социально- педагогическая работа должна быть направлена на развитие самосознания подростков, понимание ими себя, своих мотивов и ответственности за свое поведение. Примером такой деятельности могут быть индивидуальные беседы и социально-психологические тренинги (коммуникативной компетентности, личностного роста, навыков конструктивного поведения в конфликте), к проведению которых можно привлечь социально-педагогическую службу школы. А также выстраивание взаимодействия подростков во внеучебной деятельности, делегирование им полномочий в школьном самоуправлении.
Несмотря на то, что у подавляющего числа респондентов конфликтные отношения с матерью, отношения с семьей в целом и с отцом не являются такими острыми. Таким образом, социально-педагогическая работа с этой группой должна быть построена с учетом выявленных особенностей. Приоритетной должна стать профилактическая консультативная работа с матерями подростков.
Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей лидеров была использована анкета Б.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранее приготовленные листы ответов, и зачитывалась инструкция честно и быстро ответить на все предложенные вопросы. В результате обработки результатов удалось выявить лидеров с коммуникативными и организаторскими склонностями. Можно сделать вывод, что испытуемых, получивших оценку 5, в классе 6 человек. Они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Большинство учащихся не склонны к организаторской деятельности. Испытуемые, получившие оценку 1 (4 ученика), характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемым, получившим оценку 2 (3 ученика), коммуникативные и организаторские склонности, присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Испытуемые, получившие оценку 4 (4 ученика), относятся к группе с высоким проявлением коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Испытуемые, получившие высокую оценку 5 (2 ученика), обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Данные изучения коммуникативных и организаторских способностей по методике Б.А. Федоришина находятся в приложении 2 к курсовой работе.
Для выявления межгрупповых конфликтов внутри классного коллектива мы использовали методику Сишора «Определение индекса групповой сплочённости». Сводные показатели отражены в таблице 2.
Таблица 2. Сводные показатели индекса групповой сплоченности по методике Сишора (N= 13)
Критерий | Уровни групповой сплочённости | СоотношениеПолученных баллов |
Высокий | 3 | 18-19 |
Выше среднего | 7 | 12-15 |
Средний | 2 | 8-10 |
Ниже среднего | 1 | 0-6 |
Результаты диагностики показали, что, несмотря на наличие трёх малых неформальных групп между ними не выявляется конфликтных отношений, можно говорить о сформировавшемся учебном коллективе.
С целью выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье и условий формирования малых неформальных объединений мы провели анкетирование классного руководителя, самих подростков и их родителей. Всего в опросе приняли участие 27 человек.
Для выявления различий в позициях подростков и значимых взрослых в отношении школьных способностей, участникам анкетирования было предложено отнести подростков к одной из категорий по учебным способностям. Затем мы сравнили данные самооценки подростков и оценки их способностей педагогом и родителями для дальнейшего анализа, см. диаграмму №1.
Диаграмма 1. Сравнительные показатели оценки и самооценки учебных способностей подростков.
Из диаграммы видно, что педагоги склонны оценивать учебные способности подростков более строго, чем родители и сами учащиеся. Вследствие этого существует потребность в социально-педагогическом сопровождении взаимодействия педагогов и подростков во внеучебной деятельности, например, делегировании полномочий учащимся в школьном самоуправлении, проведении внеклассных форм работы, в которых дети могли бы проявить свои другие лучшие качества.
Аналогично были получены данные по отношению к семейной ситуации подростков. Анкетирование классных руководителей, родителей и учащихся позволило выявить основные воспитательные стратегии в семьях подростков.
Диаграмма 2. Оценка «воспитательных мер» в семье подростка
Из диаграммы № 2 видно, что между участниками анкетирования существуют различия во взглядах на применяемые в семье воспитательные меры, что свидетельствует о наличии конфликта по этому показателю.
Таким образом, социальная ситуация развития подростков, принявших участие в исследовании, свидетельствует о наличие конфликта между ними и значимыми близкими, что является предпосылкой для ухода в малые неформальные группы, в среду сверстников, которые их лучше понимают, в группу, где подростки могут чувствовать себя более успешными и компетентными. Поэтому социально-педагогическая работа в данной группе должна быть направлена на расширение социальных связей подростков, ориентацию лидеров МНГ в направлении просоциальной активности, предоставление возможности использовать свой имеющийся ресурс для социально-полезной деятельности.
В числе первых назовем такой фактор, стремление индивида к удовлетворению потребности в общении.
В проведенном нами исследовании мы обнаружили наличие такой потребности у подростков, а также межличностные конфликты с семьей (матерью), школой (требованиями к учебным способностям), сверстниками. Это свидетельствует о неудовлетворенности подростков общением внутри класса и в семье, что заставляет их искать референтную группу (МНГ), в которой эта потребность может быть реализована.
Как отмечают многие исследователи, детерминанты группового членства не исчерпываются системой потребности и ценностей человека, а включают в себя и ряд других переменных, например социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим и групповым членством, особенности группы с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д.
В подростковом возрасте идет переосмысление жизненных целей и ценностей, это связано с предстоящим выбором профессии и жизненного пути вообще. С другой стороны, подростковый возраст отличается высокой степенью эмоциональной привязанности к друзьям, значимым близким и эмоциональной неустойчивостью. Что порождает многочисленные внутриличностные конфликты, комплексы, переживания. МНГ предоставляет подростку действовать, основываясь не на собственном выборе, который предполагает персональную ответственность, а по жестким правилам, принятым в группе, действовать «как все».
В малой неформальной группе легче проявить свои лидерские и другие качества, чем в формальной группе.
Важным фактором формирования МНГ является и дань моде, которая предлагает яркую атрибутику молодежной субкультуры, определенный сленг, стиль общения и поведения, совместное привлекательное времяпрепровождение. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.