Помимо этих черт можно также добавить результаты исследований знаменитого российского психиатра А.Е. Личко, работавшего с подростками.
Он указывал на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера[6]. По данным Личко, при демонстративном суицидальном поведении (без истинного намерения убить себя), 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы личности.
Подростки с эмоциональными нарушениями также в некоторой степени могут быть подвержены суициду (особенно импульсивному). Определить наличие или отсутствие эмоциональных нарушений можно по следующим признакам:
· Потеря аппетита или же импульсивное расстройство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
· Частые жалобы на соматические нарушения (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, частая сонливость)
· Необычайно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
· Постоянное чувство одиночества, бесполезности вины и грусти
· Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
· Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи
· Погруженность в размышления о смерти
· Отсутствие планов на будущее
· Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
· Подростку трудно контролировать свои эмоциональные реакции; случаются немотивированные приступы плача или смеха
· Циклические смены настроения: неожиданный переход от повышенного эмоционального фона к подавленности и мрачности.
Однако ко всем вышеперечисленным группам риска не следует относиться как к истине в последней инстанции. Не следует торопиться с выводами. Подросток, попадающий в группу риска, не обязательно склонен к суициду. Необходимо помнить, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.
Психодиагностика суицидального поведения.
Многие потенциальные самоубийцы обращаются за помощью к психиатрам и в службы психологической поддержки. Специалисты подобных служб и врачи-психиатры владеют рядом методик, которые помогают выяснить, склонен ли человек к суициду и насколько серьезны его намерения. Эти методики – в большинстве случаев комплексные; в них входят опросники, позволяющие определить тип личности пациента, его характер, личностные особенности (тревожность, возбудимость, уровень депрессивного расстройства, и т.д.).
Стандартное обследование подростка включает в себя:
Диагностическое интервью с семейным анамнезом: специалист должен выяснить, случались ли в семье обследуемого случаи суицида; узнать подробности об испытуемом: как часто он размышляет о суициде, что натолкнуло его на подобные мысли, и т.д.
Тест А.Е. Личко «ПДО». Этот тест призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным эпилептоидным иди истероидным типом; подобные личностные особенности, как уже говорилось выше, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения.
Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики.
Тест определения направленности личности Басса-Дарки. Помогает определить направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т.д.
Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т.д.
На основе такой батареи тестов, к которым, впрочем, могут быть добавлены и другие методики, специалист делает заключение о суицидальных наклонностях обследуемого.
На этом мне хотелось бы закончить главу о диагностике суицидального поведения у подростков.
Если рассуждать трезво – то словосочетание «склонность к суициду» - не приговор, не ярлык и не клеймо. Порой для того, чтобы избавиться от этой склонности, подростку достаточно малой толики внимания со стороны других людей.
Но, как это ни печально, в большинстве случаев предотвращение суицида - это деликатная и длительная работа с запутавшимся, находящимся на грани отчаяния подростком.
И специалисты, работающие с такими подростками, разработали ряд методик, позволяющих помочь ребенку справиться с желанием покинуть этот мир, вселить в него надежду на завтрашний день, уважение к себе и любовь к жизни.
Терапия склонных к суициду подростков, в зависимости от результатов описанных выше диагностических методик, может быть групповой, семейной и индивидуальной.
Особое значение при выборе вида терапии имеет анализ причин, по которым ребенок хочет уйти из жизни. Если это – проблемы в семье, то безусловно, следует выбрать семейную терапию, и вести работу со всеми без исключения членами семьи. Если это трудности в общении со сверстниками, то выбор следует сделать в пользу групповой психотерапии.
Однако самым лучшим вариантом терапии суицидально настроенного ребенка является все же индивидуальная работа[7].
Вообще же, в рамках этой работы я не ставлю для себя цели рассмотреть все многообразие методик предотвращения суицида, которые предлагает практически каждое мало-мальски авторитетное направление психологии, поэтому обозначу только наиболее общие направления коррекционных мероприятий:
· Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;
· Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
· Формирование компенсаторных механизмов поведения
· Формирование адекватного отношения к жизни и смерти
· Обучение социальным навыкам и умению преодолевать стресс
· Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания
· Увеличение уровня самоконтроля
· Коррекция направленности личности
· Повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности
· Выработка мотивации на достижение успеха
Работая во всех обозначенных направлениях, специалист-психолог, при условии достаточного доверия со стороны подростка, вполне может вернуть ему желание жить.
Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на мой взгляд, к детским и подростковым суицидам эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все существующие теории, с помощью которых маститые психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, мягко говоря, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.
Единственное, что мы можем – пытаться вернуть заблудившимся душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности. Но с подростками это, возможно, даже сложнее чем со взрослыми людьми. У подростков совершенно сбита ценностно-ориентационная сфера личности. Как я уже говорила во введении, нет традиций, по которым подростки могли бы жить, и нет инстинктов, которые могли бы вести их. А что же тогда есть? Есть культ насилия, саморазрушения и ненависти в масс-медиа, есть множество примеров того, как бездарные самоубийцы превращались в «непонятых гениев», и, наконец, есть вопросы без ответов.
Какие вопросы? Ну, например, «зачем я живу?», «как справиться с этим миром и успешно влиться в него?», «почему меня все ненавидят?» и так далее. Если подросток не находит ответы (а чаще всего именно так и происходит), он может выбрать страшную альтернативу.
Завершить эту работу мне хотелось бы отрывком из психологического эссе Н. Бердяева «О самоубийстве»: «…Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.
Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству...
Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука…»
Список источников.
1. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – с. 15, 390,
2. В. Франкл. Человек в поисках смысла: сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст.ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – с.5
3. М.Т. Хэзлем. Психиатрия: вводный курс/ Пер. с англ. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», Львов: «Инициатива», 1998 – с. 255, 257, 542, 550
4. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика./ Психологический журнал, Том 6 №6 1985. — с.107-115.
Интернет-ресурсы: