Социальная установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются.
1.2 Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки
Характеризуя позицию отечественных исследователей установки, следует отметить, что ими внесен значительный вклад в изучение общей проблемы этого сложнейшего психического образования. Основные идеи Д.Н. Узнадзе, высказанные им почти век назад, позволяют и сегодня плодотворно развивать изучение установки в оригинальном направлении. Особый вклад в это вносят ученики и последователи Д.Н. Узнадзе. Здесь необходимо назвать имена Ш.А. Надирашвили, И.Т. Бжалавы, И.С. Бериташвили, В.Г. Норакидзе, Д.А. Чарквиани, З.И. Ходжавы и многих других. Оригинальные концепции установки предложены А.Г. Асмоловым в общей психологии и В.А. Ядовым в социологии. Нам представляется, что позиции отечественных исследователей проблем установки, несомненно, вносят значительный вклад в дело изучения как проблемы установки, так и проблемы аттитюда.В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова выделяются четыре уровня социальных установок:
1) простейшие ситуативные поведенческие установки;
2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
3) социальные установки, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.
Как отмечал В.А. Ядов, на личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. [30]
Рассматривая проблему влияния общественного мнения на личность человека, его поведение и поступки, значительное место отводится изучению опросов общественного мнения. Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, по В.А. Ядову, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции [22]:
– приспособительная (адаптивная) – направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;
– функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,
– функция выражения (саморегуляции) – как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
– функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. [22]
В свою очередь, Е.М. Торшинин выделяет следующие функции социальной установки: 1. Функция приспособления – связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде. 2. Энергозащитная функция – связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности. 3. Ценностно-выразительная функция – связана с потребностями в личностной устойчивости. 4. Функция организации мировоззрения – Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. [25]
Что касается структуры социальной установки, по мнению М. Хьюстона, В. Штребе структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть:
– когнитивный компонент – осознание объекта установки;
– аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта;
– поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту. [27]
Изучая понятие социальной установки, значительное внимание следует уделить процессу создания и изменения социальной установки. В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.
Как отмечал Е.М. Торшинин, установки образуют систему. Установки,
находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному «Я», так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. По мнению автора, установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение установки не возможно без разрушения целостности личности. [25]
В свою очередь, периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. Торшинин пишет, что при изменении установки возможны следующие ситуации:
1. соседние установки изменяются по направленности (с положительных на отрицательные);
2. может измениться степень важности установки;
3. может измениться принцип связи между соседними установками.
Как отмечает автор, в основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношениек проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информацииоб установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. [25]
Таким образом, человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).
Исследователи социальной установки Л. Росс, Р. Нисбетт отмечали, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный компоненты структуры социальной установки. Изменение социальной установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. [19]
Таким образом, на личностном уровне образуется субъективная структура социальной установки, также, социальная установка объясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или иным образом, по какой причине они выбирают конкретный мотив своего поведения.
2. Суицидальное поведение, причины и возрастной характер суицида
2.1 Понятие самоубийства. Причины суицидов
В русском языке слово «самоубийство» означает «намеренное лишение себя жизни». В научной литературе исследователи определяют самоубийство как деяние умышленное. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?
Анбрумова А.Г. и ряд других исследователей (Зотов М.В., Парыгин Б.Д.) выдвигают концепцию о том, что суицид – это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления – социально-психологическая адаптация и дезадаптация. [2]
Под адаптацией автором вообще понимается приспособление – соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация – это и процесс, и его результат. [2] Понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.
Также Анбрумова А.Г. утверждает, что на уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой – сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях. [2]
В свою очередь, такие исследователи, как И.А. Погодин и П.А. Сорокин различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.
По мнению авторов, в условиях экстремальной ситуации разные личности неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации. [24]
Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, Погодин И.А. выделяет две фазы: предиспозиционную и суицидальную.