«Кризис зависимости», по мнению А.М. Прихожан, – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок»[23].
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам чёткий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Примерно в 11 - 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны - они отражают всё богатство его жизни. Физическое «Я», т. е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и
других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
В конце подросткового возраста на границе с ранней юностью (15 - 17 лет), представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я – концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т. е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В подростковом возрасте развивается конвенциональная мораль, при которой у ребёнка ещё нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.
Новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обуславливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности - учебной[24].
Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и формировать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти своё место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения, он психологически “покидает” её. И настоящая его жизнь, его интересы оказываются за её стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.
Социальная ситуация развития представляет собой неповторимую систему отношений между ребёнком и средой. Перестройка социальной ситуации развития представляет, по мнению Л.С. Выготского, главное содержание критических возрастов и он ставит задачу понять динамическую картину взаимосвязи сдвигов в социальном бытии подростка и изменений в его сознании и структуре личности. Перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается именно в постепенном переходе от характерного для детства типа отношений ребёнка и взрослого к качественно новому типу, присущему взаимоотношениям взрослых людей[25].
Претензии подростка на новые права распространяются на всю сферу отношений со взрослыми, что отчётливо обнаруживается в причинах конфликтов со взрослыми и в обидах подростков. Он всячески протестует, когда его “как маленького” опекают, направляют, контролируют, наказывают, требуют послушания, не считаются с его желаниями, интересами, подчиняют установленному режиму, т.е. когда в отношении взрослых к подростку реализуются специфические нормы и способы их поведения именно как с детьми (согласно их социальному и правовому положению в мире взрослых). Такой тип отношений становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение своей личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности в разных направлениях, т. е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого подросток хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на новый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в начале подросткового периода в связи с появлением у подростка представления о себе как уже не о ребёнке и потребности в признании его взрослости окружающими возникает совершенно иная проблема - проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия.
Возникновение и существование этой проблемы ставит подростковый период в особое положение в цикле детского развития. Она свидетельствует о нарушении баланса в системе прежних отношений и тенденции к смене существующего типа отношений другим, новым. Протест подростка указывает на то, что он является инициатором перемен, а взрослый этому сопротивляется. Такое положение может сохраняться в течение короткого или длительного времени, и выходы из него могут быть разными, но в конечном счёте, - с одинаковым результатом - становлением отношений нового типа, основанных на иных, чем в детстве нормах.
Дети растут и развиваются в семейной обстановке, включающей родителей и братьев/сестёр. Теплота и контроль со стороны родителей, равно как основной уход за детьми и дисциплинарные меры, оказывают воздействие на психосоциальное развитие ребёнка. Семейная атмосфера теплоты и поддержки в сочетании с твёрдым контролем - в том случае, если родители являются авторитетными людьми для своих детей - наиболее благоприятна для формирования взрослости.
Вместе с тем, у подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, повышенное внимание к их мнению, повышенная потребность общения, самоутверждения. По сути дела, эти два явления, характеризующие перестройку отношений со взрослыми и сверстниками, следствие одного и того же процесса активного формирования самосознания, которое, как известно, затруднено без общения, без взаимодействия с себе подобными, на что в своё время указывал Л.С. Выготский. Таким образом, рефферентная группа сверстников, ориентация на её нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определённого социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов внутреннего плана сознания.
Психологический процесс осознания своей личности протекает в форме внутренней идентификации с определённой референтной группой. В подростковом возрасте такую группу составляют сверстники. « Контакт со сверстниками для подростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью. Каждый подросток стремится, по сути дела, к достижению одной и той же цели - личного самоутверждения. Средством её достижения выступают взаимные представления членов группы друг о друге»[26].
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно - личностное общение. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. У детей в это время появляется много знакомых и, что ещё более важно, образуются неформальные группы или компании.
Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворённости внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, но для него особенно важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Итак, референтно значимая деятельность выступает, по сути дела, ведущей деятельностью подростка, и опосредованные его взаимоотношения, в которые вступает подросток в процессе этой деятельности со своими сверстниками, являются ведущим способом социализации, каналом, по которому происходит усвоение социального опыта и перевод внешних групповых поведенческих регуляторов во внутренние[27].