Смекни!
smekni.com

Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола (стр. 4 из 7)

Исследования показали, что люди охотнее приписывают причины поступков других людей их личности, а не внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции» (Джоунс И., 1979). Одновременно большинство людей проявляет также явное нежелание признавать случай как причину собственного поведения, особенно при успешных действиях. При неуспехе, собственных неудачах и несчастьях человек чаще причины их ищет в обстоятельствах, правда при этом он винит в происшедшем и себя. В целом свои успехи или неудачи люди склонны объяснять в выгодном для сохранения и поддержания самооценки свете.

Личностный конструкт. По мнению Дж. Келли (1955), людям свойственно воспринимать окружающий мир через призму имеющихся у них устойчивых когнитивно-оценочных образований – личностных конструктов. Личностным конструктом называют пару противоположных оценочных понятий: «добрый – злой», «честный – нечестный», «хороший – плохой», «мужской – женский» и тому подобное. Один человек предпочитает пользоваться одними конструктами, другой – другими, равно как и пользоваться одними конструктами, другой – другими, равно как и пользоваться лишь одними положительными или отрицательными полюсами. Эти данные могут быть положены в основу как описания особого взгляда человека на мир, так и мотивационно-когнитивного объяснения и предсказания его поведения.

Тревожность личности. Оценка ситуации и самооценка заметно зависят и от тревожности личности. Если ситуационная тревога устойчиво проявляется у человека в самых разных ситуациях, то ее связывают с наличием у человека в самых разных ситуациях, то ее связывают с наличием у человека соответствующей личностной черты – «личностная тревожность».

Высокотревожные личности эмоционально острее реагируют на неудачу, они хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени. У них доминирует мотивация на избегание неудачи. Если низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче, то высокотревожных, напротив, сообщение об их успехах. Высокотревожные люди часто терпят неудачи не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих во время ситуаций типа «экзамен». У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности и блокада деятельности. Появлению чувства когнитивной беспомощности препятствуют мотивации достижения и достаточно высокая самооценка.

Мотивы аффилиации и отвергания. В общении людей большое значение придается мотивам аффилиации и власти.

Мотив аффилиации (от англ. toaffiliate – присоединяться) проявляется в стремлении человека быть в обществе других людей. Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне – в общительности, в сотрудничестве с другими. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации порождает фрустрацию, чувство одиночества и отчужденности.

Мотив отвергания – боязнь быть отвергнутым другими, противоположность аффилиации. При преобладании боязни быть отвергнутыми другими также создаются трудности на пути межличностного общения. Интересно отметить, что такие люди часто вызывают недоверие к себе у окружающих, что связано со слабо развитыми навыками общения у них.

Мотивация власти. Под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия и т.п.

С мотивацией власти сопряжены такие явления, как лидерство, влияние людей друг на друга, руководство иподчинение и многие другие феномены. Известно, что для успешного руководства людми недостаточно только одного мотива власти, а требуется сочетание трех мотивов: относительно высоких мотивов достижения и власти и сравнительно низкого мотива аффилиации.

А. Адлер, ученик З. Фрейда, полагает, что мотив власти связан со стремлением человека к превосходству, которое компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Проблема компенсации низкой самооценки, реальных или воображаемых дефектов личности в стремлении к власти свое более полное развитие получила в работах Г. Лассуэлла (1931, 1948).

Мотивации альтруизма. Особый интерес в психологии вызывают мотивы так называемого просоциального поведения. Просоциальное поведение иначе называют альтруистическим (от лат. alter – другой). Оно направлено на защиту интересов и благополучия других людей. Некоторые психологи считают, что за таким поведением стоит особый альтруистический мотив (мотив помощи, заботы о других). От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические. При последних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желанием получить ответную выгоду (принцип «ты – мне, я – тебе»).

Мотивации агрессивности. Альтруистическому мотиву противополо-жен по смыслу мотив агрессивности (от лат. aggredi – нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением физического или психологического вреда другому человеку, обществу.

В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.

От фрустрационной (реактивной) агрессии следует отличать враждебную агрессию, с ее целенаправленно-осознанным стремлением нанести вред другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта иная, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

Готовность субъекта к агрессивному поведению может быть рассмотрена и как относительно устойчивая личностная черта. Уровень личностной агрессивности определяется как научением в процессе социализации, так и ориентацией на принятые в обществе культурно-социальные нормы (социальная ответственность, учет возмездия за акт агрессии).

Агрессивные действия могут направляться субъектом на себя, принимая форму аутоагрессии (самоповреждения, суицидное поведение и др.). некоторые формы агрессии и аутоагрессии могут служить признаком имеющихся и развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и другие заболевания).

6. Концепция Э. Эриксона

Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. В отличие от Фрейда, Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Эриксон выделил ставшие широко известными восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные параметры, которые могут принимать положительные и отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности.

Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксона выступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано – ребенок с первых дней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окружения. Но постепенно у него формируется и индивидуальная идентичность – чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность – состояние, то идентификация – процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами».

В индивидуальной идентичности можно различить личную идентичность и Я-идентичность. Последняя («эго-идентичность») означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Значение этого конструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивается, меняется, «расщепляется» или человек вынужден бороться за ее сохранение.

Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные личности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая фаза – не патологическое состояние, а своеобразное состояние нестабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себе вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.