МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по курсу:«Деятельность»
на тему:«Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда»
Выполнила:
студентка 4 курса, 3 группы
дневного отделения
факультета психологии
Дорофеева Ольга
Ростов-на-Дону2008 год
Содержание:
I. Введение
II. Теория Ф.Е. Василюка
1) Переживание как деятельность
2) Типология жизненных миров на основе анализа процесса переживания личности
А) Внешне легкий и внутренне простой жизненный мир
Б) Внешне трудный и внутренне простой жизненный мир
В) Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир
Г) Внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир
III. Теория З.Фрейда
IV. Сравнительный анализ двух теорий
V. Выводы и заключение
VI. Список использованной литературы
Введение:
Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности – теории личности Ф.Е. Василюка (на основе работы «Психология переживания», в которой автор выводит 4 основные жизненные мира личности) и теории личности З.Фрейда. Также автор попытается выразить свое индивидуальное отношение к вышеперечисленным теориям и описать свой доминирующий жизненный мир, на основе концепции Ф.Е. Василюка.
Сначала лучше всего будет перечислить основные принципы двух теорий для упрощения анализа. Первой в работе представлена теория Василюка, ее основные положения. Затем – теория З.Фрейда.
После этого следует попытка сравнения представлений о личности в теориях и выводы.
Ф.Е.Василюк в работе «Психология переживания» вводит понятие переживания как внутренней деятельности по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней, смысловой разрешенности действия.
Необходимость в переживании возникает у субъекта в особых, критических жизненных ситуациях, при невозможности жить как раньше, при невозможности реализовывать внутренние необходимости своей жизни, как некая восстановительная работа, задача добывания осмысленности, поиска источников смысла дальнейшей жизни.
Переживание является особой деятельностью, соотносящей субъекта с миром. Оно использует для своих целей мышление, воображение, память, эмоции человека и т.д. Эта работа не может быть проделана извне. Человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства своей жизни, породившие кризис.
Процесс переживания и его характеристики зависят как от внешнего мира (восприятия его субъектом), так и от внутреннего мира самого субъекта, ибо процесс переживания - это работа по примирению внутреннего и внешнего в условиях их противоречия.
Типология жизненных миров
Психологический мир не знает ничего непсихологического, в нем не может появиться ничего инородного, относящегося к иной природе. Однако в психологическом мире время от времени обнаруживаются особые феномены (в первую очередь трудность и боль), которые хотя и являются полностью психологическими и принадлежат исключительно жизненной реальности, но в то же время как бы кивают в сторону чего-то непсихологического, источником чего данный жизненный мир быть не мог. Подобного рода феномены могут быть условно названы "пограничными", они конституируют внешний аспект жизненного мира, как бы закладывают основу, на которой вырастает реалистичное восприятие внешней действительности.
Под внутренним аспектом психологического мира (или внутренним миром) подразумевается внутреннее строение жизни, организация, сопряженность и связанность между собой отдельных ее единиц. Простота, строго говоря, должна пониматься как отсутствие надорганической структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни.
ТИП 1:ВНЕШНЕ ЛЕГКИЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Ф.Е. Василюк рассматривает первую из возможных ситуаций как сочетание простого внутренне и легкого внешне жизненных миров.
Внутренний мир человека рассматривается как простой, когда у субъекта в каждый момент времени существует лишь одна актуализированная потребность. Это возможно также в случае, когда реализуемое жизненное отношение застилает собой весь горизонт психологического мира, создавая впечатление своей единственности и заставляя, таким образом, забыть о других отношениях и возможных последствиях для них этого удовлетворения.
Внешний мир рассматривается как легкий, когда удовлетворение потребности происходит сразу при ее возникновении. В легком внешнем мире между потребностью и предметом ее удовлетворения (ценностью) нет никакой деятельности, никакого расстояния; они как бы непосредственно соприкасаются. В силу этого субъект не знает никаких «там» и «потом», у него нет понятий длительности, последовательности, протяженности, нет прошлого и будущего. Каждое реализуемое отношение заполняет его полностью. Здесь как бы не существует разделения на субъект и объект. Внешний мир соприроден жизненному, и поэтому в психологическом мире отсутствуют те особые феномены, которые своим наличием проявляли бы внутри психологического мира присутствие мира внешнего и служили бы, таким образом, своеобразной границей между ними.
Другими словами, простота (и тем более односоставность как один из ее вариантов) внутреннего мира означает безоглядную погруженность в реализуемое жизненное отношение, прикованность к данному месту хронотопа.Описываемому психологическому миру присущ такой хронотоп, в котором не существует перспективы и ретроспективы, прошлое и будущее как бы вдавлены в настоящее, точнее, еще не вычленены из него.
Прототипом такой жизни являются условия утробного и младенческого существования человека. Они составляют основу инфантильного мироощущения, которое подспудно присутствует в каждом человеке.
Инфантильному мироотношению соответствует установка на «здесь и теперь» удовлетворение потребности, не требующее усилий и ожидания, с полным обладанием объектом потребности, отождествлении с ним.
Целью и высшей ценностью такой жизни является удовольствие. Активность человека с таким мироотношением подчинена сиюминутным импульсам. Перед инфантильным сознанием не встают вопросы о том, адекватно ли стремление к удовольствию, обеспечено ли оно бытийно, гарантировано ли на какой-то отрезок времени, ценой каких последствий оно достигнуто и т.д..
Опыт легкой и простой жизни приводит к пассивности субъекта, так как в описанных условиях не требуется никакая деятельность по преодолению внешнего мира. Поэтому, если вдруг возникает критическая ситуация невозможности удовлетворения, она переживается им как смерть, крах, ужас. Он не знает, что это может когда-нибудь кончиться, не предпринимает никаких действий в силу своей пассивности, и в результате колеблется между состояниями ужаса и блаженства. В этом мире, взятом во всей чистоте его характеристик, переживанию вообще нет места, поскольку легкость и простота мира, т. е. обеспеченность и непротиворечивость всех жизненных процессов, исключают возможность возникновения ситуаций, требующих переживания. Более того, даже когда бытие вдруг перестает по тем или иным причинам быть легким и простым,субъект,не будучи способным "ответить" на возникшую критическую ситуацию ни внешней практической деятельностью, ни идеальными преобразованиями психологического мира, отвечает на нее единственно доступными ему средствами — внутрителесными изменениями. Последним соответствует понятие физиологических стрессовых реакций.
В сложном и/или трудном мире субъектом может быть выработано соответствующее этому мироустройству сознание, но оно не упраздняет инфантильного сознания, не становится на его место, а надстраивается над ним, вступая с ним в сложные, а иногда антагонистические отношения.
Соответствующий вид переживания называется гедонистическим. Ему соответствуют процессы психологической защиты, которые помогают человеку создать иллюзию решенности проблемы или ее отсутствия.
Опыт такого существования есть у каждого человека, и в определенных ситуациях он может актуализироваться и управлять поведением человека. В трудном и сложном мирах образуются новые, более сложные формы поведения, надстраивающиеся над этой, но они не отменяют ее.
ТИП 2: ВНЕШНЕ ТРУДНЫЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ МИР
Следующий тип переживания представлен ситуацией внешне трудного и внутренне простого мира.
В условиях простого внутреннего мира актуальная для субъекта деятельность представляется ему единственной, являет собой всю полноту его внутреннего мира. Как и предыдущем случае, такая ситуация может возникать, когда сиюминутная деятельность человека занимает весь его внутренний мир, остальное для него как бы перестает существовать. Внешняя же жизнь (трудная) в данном случае препятствует, затрудняет удовлетворение актуальной потребности субъекта, требует усилий по преодолению внешних трудностей.Жизненные блага не даны здесь непосредственно, внешнее пространство насыщено преградами, помехами, сопротивлением вещей, которые препятствуют удовлетворению потребности. Для того чтобы жизнь могла осуществляться, необходимо преодолевать эти трудности.
Трудность внешнего мира в терминах хронотопа означает наличие "протяженности", т. е. пространственной удаленности (жизненных благ) и временной длительности (необходимой для устранения удаленности). В ситуации трудного мира субъекту приходится признать, что удовлетворение потребности, которая является для него необходимостью, невозможно «здесь и сейчас». Оно возможно лишь «там» и «потом», и в сознании возникает представление о пространственной и временной протяженности внешнего мира.