Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ сказок, сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов (стр. 4 из 8)

Методы: тест «несуществующее животное» и проективная сказка.

Процедура исследования включала в себя следующие этапы:

1. Студентам 2 курса было предложено нарисовать несуществующее животное.

2. Затем испытуемым было предложено сочинить в письменном виде сказку о нарисованном ими несуществующем животном.

3. Полученная информация была обработана по каждому испытуемому в направлении выявления актуальных проблем, также был проведен сравнительный анализ сказок, написанных студентами психологического и музыкального факультетов.

Использование данных методик обусловлено несколькими факторами. Как мы уже убедились в предыдущей нашей работе, метод проективной сказки позволил выявить актуальные проблемы клиента, а данные, полученные с помощью теста «Несуществующее животное», стали дополнительным подтверждением нашим интерпретациям. Кроме того, многие черты характера, личности, выявленные в методике «НЖ», проявились в результате написания сказки. Следует отметить различия этих методик. Так, методика «НЖ» направлена на выявление скорее константных характеристик личности (агрессивность, инфантильность, общительность, эгоцентризм и др.). А в сказках мы обнаруживаем саму проблемную ситуацию, причину возникновения, способы ее решения.

Так как подтвердилась эффективность использования проективной сказки как диагностической методики, то должна была отпасть необходимость применения теста «НЖ». Но мы решили его использовать и в данной работе по ряду других причин. Во-первых, наглядность картинки будет стимулировать инертных испытуемых, ввиду своего дополнительного чувственного воздействия, возбуждать их воображение, во-вторых, установленная идентификация с изображенным животным, поможет нам во время интерпретации выделить персонаж, с которым идентифицирует себя испытуемый в сказке.

Тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Но в нашей работе мы не проводили анализ рисунков студентов, так как использовали данный метод, исходя из других соображений, о которых говорилось выше. Далее следует сказать о том, что мы использовали два вида инструкции в работе с испытуемыми. Когда исследование проводилось на факультете музыкального образования, испытуемым предлагалось взять лист бумаги и карандашом нарисовать несуществующее животное, придумать ему несуществующее название. Перед тем, как проводить исследование на факультете психологии, мы решили дать маскирующую инструкцию. Это обусловлено тем, что некоторым студентам в ходе обучения стала известна данная методика, поэтому, во-первых, это могло помешать спонтанности мысли, а, во-вторых, студенты могут формально, поверхностно отнестись к работе или фальсифицировать результаты. В связи с этим им было объяснено, что данное исследование направлено на изучение творческих способностей студентов. Кроме того, по аналогии с другими методиками, использующими маскирующую инструкцию, если исследование представляется как тест способности воображения, интерес испытуемого вместе со стремлением заслужить одобрение, может настолько сосредоточить его на выполнении задачи, что он забывает свое сензитивное и необходимость защиты его от исследователя. Не сознавая этого, он высказывает определенные веши о выдуманном характере, применимые к нему самому вещи, которые он не был бы склонен признать в ответ на прямой вопрос. Как правило, испытуемый заканчивает тест в счастливом неведении, что он дал психологу то, что равнозначно рентгеновскому снимку его внутреннего "Я".

Как и предполагалось, из аудитории задали вопрос: «Разве эта методика не проективная?» После чего экспериментатору пришлось делать следующее пояснение: «Да, действительно данная методика проективная, но среди всего прочего она позволяет выявить, насколько вам известно, и творческие способности». После этого студенты приступили к работе. Затем испытуемым обоих факультетов было предложено сочинить сказку о данном животном, которую им следовало оформить в письменном виде. Для интерпретации сказок использовались средства анализа сказок, предложенные Доценко Е.Л., с опорой на способы интерпретации, применяемые в ТАТ.


Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.

Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 у психологов). Но мы можем говорить лишь об описательном моменте данного феномена, так как качественный анализ этого явления не встречается в литературе. Следует отметить, что в ТАТ свидетельством нормальной, устойчивой психосексуальной позиции является идентификация испытуемого со своим полом в 50-70% рассказов. Но так как в нашем случае мы имеем только одну сказку от каждого испытуемого, то мы не можем говорить об особенностях психосексуальной идентичности. Хотя можно предположить, что эти испытуемые склонны к эмпатическому пониманию партнера противоположного пола. Но данное явление может служить и подтверждением сформировавшихся в обществе установок (многие формы слов употребляются только в мужском роде; до недавнего времени в книгах частота изображения мальчиков в несколько раз превосходила таковую девочек и др.) Хотя данное явление может быть обусловлено формулировкой задания (нарисовать несуществующее животное), которая провоцирует у большинства испытуемых возникновение образа животного мужского рода.

Логика построения сюжета, словарный запас не зависят от принадлежности испытуемого к той или иной группе, данные показатели индивидуальны.

Следует начать с названий несуществующих животных. Во всех рисунках они различны, но следует отметить некоторое сходство в преобладании видов названий у психологов, как группы, так и у музыкантов. Уменьшительно-ласкательные названия у психологов встречаются в 6-ти случаях: Лесик-Калесик, Лапуська, Малышка, Клепа, Кошарик, Пумпусик; т.е. больше чем в 1/2 рассказов, при этом представляют собой подлинно ласкательные названия, без иронического оттенка, что можно интерпретировать как доброжелательное отношение к окружающим, определенную степень открытости, непосредственности и доверчивости. В то время как у музыкантов, они встречаются лишь в 2-х рассказах (1/5 рассказов): Капик, Пузочесик, причем первое в большей степени свидетельствует о рациональности (Капик - производное от капли, само животное изображено в форме капли); а второе об иронически-снисходительном отношении к окружающим. У музыкантов же в большей части рассказов (60%) встречаются названия, которые в большей мере можно отнести к рациональным с оттенком научности: Этлания, Облакиня, Бентон, Склинфы, Серенадун (производное от «серенада»), Капик, - что можно трактовать как конкретную установку при ориентировке и адаптации, а также направленности на демонстрацию собственного разума и эрудиции. Это, возможно, является защитной реакцией студентов на устоявшееся в обществе мнение о людях творческих профессий, как подвластных эмоциям, импульсам.

По сравнению с музыкантами, у психологов снижена продуктивность рассказов. Мы приводим таблицу количества слов. Первый столбец количество слов в рассказах музыкантов, а второй – психологов.

Количество слов в рассказах

Музыканты Психологи
168 145
309 154
180 78
251 169
220 58
322 121
15 174
148 60
181 116
244 329

Только в одном случае рассказ музыканта составляет 15 слов, но по его содержанию можно сделать вывод, что сработала защитная реакция на обследование. Если его не брать в расчет, то средняя длина рассказа у музыкантов составляет 224(203) слова, в то время как у психологов – 140 (учитывая и один самый длинный рассказ в 329 слов). Это можно интерпретировать с двух разных позиций: 1) можно говорить о снижении творческих возможностей у психологов, 2) можно предположить, что это явилось следствием того, что эти студенты догадались об истинной цели исследования. Но следует отметить невысокое качество рассказов и их малую информативность у психологов, которые сочетаются с низкой продуктивностью.

Содержательный анализ сказок.

У студентов музыкального факультета в 3-х работах: «Серенадун», «Облакиня» и «Этлания» мы выявили наличие атрибутов, связанных с будущей профессиональной деятельностью испытуемых. Так, сказка о Серенадуне включает в себя музыкальные «гастроли», само животное нарисовано с гитарой, в рисунке «Облакиня» весь лист «усеян» нотами, в рисунке «Этлания» в голове животного также ноты. Возможно, это говорит о положительной мотивации к учебе в ВУЗе и будущей профессии, уверенности в правильности сделанного выбора.

У студентов факультета психологии такие яркие, явные атрибуты отсутствуют. Но профессиональной атрибутики как таковой нет и в реальной жизни. Зато отмечается употребление тем гуманистического характера. К таким случаям следует отнести сказки о Счастьеносе, Лапуське, Лесике-Калесике, Марушке. В основе сюжета положена тема помощи другим, полезности. Так, в сказке о Счатьеносе повествуется об удивительном животном, которое приносит людям счастье. Когда оно было украдено «марсианами», «земляне стали ругаться между собой, опять у них все пошло плохо». То есть оно спасало людей от раздоров, ссор, возможно, войн. Но затем животное было «освобождено из рук врага», и вновь «земляне зажили очень хорошо». В другой сказке говорится о «доброй-предоброй» о Лапуське, которая «уж очень любила детей». Она была другом всех маленьких ребят. Лесик-Калесик также «был очень добрым и дружелюбным». Жители леса «приходили к нему за советом или просто поговорить по душам». Очень метафорично выражение: «Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой». Что можно рассматривать как проецирование на животного представлений о своем предназначении как психолога.Марушка - животное, которое «кто увидит, то счастье получит». В своих характеристиках животные очень похожи, как, наверное, похожи и представления испытуемых о роли психолога и его основных функциях (советник, друг, помощник, носитель счастья, его даритель). Но дальнейшее развитие событий в сказках сугубо индивидуально. Таким образом, в ситуации данного эксперимента в 40% случаев испытуемым-психологам свойственно проявлять в написании сказок черты, ожидаемые от человека данной профессии в обществе.