Вместе с тем юристы, судебные психиатры и судебные психологи единодушны в оценке аффекта как обстоятельства, которое хотя и ограничивает, но не исключает полностью возможность осознания содеянного и своего волеизъявления при его совершении.
Наряду с влиянием на сознание и волю, регуляцию поведения имеют важное значение следующие функции эмоций: особо прочная фиксация эмоциональных следов в памяти человека, образование так называемых аффективных комплексов путем закрепления всего того, что сопутствовало аффекту; способность предмета аффекта вновь овладевать сознанием, вызывать переживания всего комплекса чувств и отношений, связанных с аффективным воздействием, при оживлении одного из указанных следов. Эта фиксирующая, синтезирующая функция эмоций, тенденция накопления и обобщения эмоциональных переживаний лежит в основе «кумуляции» аффектов. Они объясняют повышение чувствительности к повторным аффективным воздействиям (аффективная сенсибилизация) и раскрывают механизм развития аффективных реакций не только при непосредственном повторном воздействии прежней аффектогенной ситуации, но и при встрече лишь с отдельными ее элементами: реальными или схожими, воображаемыми.
Одно из главных качеств эмоций – их ситуационность. Эту зависимость хорошо описывает структурная формула эмоций П.В. Симонова[11]. Из нее следует, что необходимыми и достаточными причинами развития аффектогенной ситуации являются высокая личностная значимость угрожающего психотравмирующего фактора и наличие условий, порождающих у субъекта дефицит информации о путях, средствах и времени нейтрализации возникшей угрозы и удовлетворения актуализированной ею потребности в безопасности.
Личностная значимость травмирующего психику воздействия определяется местом фрустрируемой потребности в иерархии потребностей человека. Иерархия потребностей индивидуальна, однако у всех людей обязательно включает в свой состав так называемые основныепотребности. К ним относятся биологические, инстинктивные потребности (в жизни, продолжении рода) и некоторые высшие социальные потребности, прежде всего потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации, сохранении и повышении ценности своего «Я». Основные потребности невыводимы друг из друга и не взаимозаменяемы. Именно поэтому они обладают наиболее высоким аффектогенным потенциалом. При невозможности их удовлетворения в социально приемлемой форме личность бывает «вынуждена» переходить на эволюционно примитивный видовой, «аварийный» способ аффективного разрешения ситуации. Такие аффекты особенно легко возникают при наличии в ситуации обстоятельств, угрожающих жизни, здоровью, социальному престижу, чести, достоинству, самооценке и самоуважению, как самой личности, так и тех лиц, с которыми она себя идентифицирует. Это, прежде всего малолетние дети, члены семьи, близкие и другие значимые для субъекта люди, в том числе и случайные лица, способные вызвать сочувствие, сопереживание субъекта.
Нередко препятствия в удовлетворении потребностей возникают не вследствие межличностных конфликтов, а в результате наличия у личности внутренних барьеров: при одновременной актуализации ситуацией двух или более приблизительно равных по силе, но разнонаправленных и внутренне противоположных мотивов, при столкновении в сознании различных желаний, целей, ценностей. В этих случаях аффектогенная ситуация принимает характер внутренне конфликтный.
Различают три типа внутриличностного конфликта:
1) когда субъекту приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий решениями;
2) когда одна и та же цель одновременно оказывается в равной степени привлекательной и непривлекательной;
3) при необходимости выбора из двух в равной степени непривлекательных решений.
Внутри- и межличностные конфликты могут сочетаться. Конфликтность – основной признак аффектогенной ситуации. Наряду с личностной значимостью травмирующей ситуации на развитие аффектов существенное влияние оказывают ее информационные характеристики. Наибольшую аффектогенность имеют новые, необычные для личности ситуации, для овладения которыми в опыте субъекта нет готовых, апробированных программ поведения. Этот фактор может иметь абсолютное и относительное значение. В последнем случае речь идет о невозможности экстренно найти правильный выход из сложной ситуации вследствие ее быстротечности, резкого дефицита времени для решения, наличия помех наблюдения.
Это качество конфликтной ситуации может быть определено как ее внезапность. Его не следует путать с внезапностью возникновения сильного душевного волнения, установление которого входит в задачу юристов. Оценка же внезапности развития конфликтной ситуации составляет необходимый элемент анализа аффектогенности ситуации. Такая оценка ситуации может и должна выполняться и учитываться при диагностике аффекта. По мнению М.М. Коченова, аффектогенной может быть названа любая ситуация, в которой человек обязан действовать, но не находит подходящих способов действия[12].
Нетрудно увидеть, что информационные характеристики психотравмирующего воздействия, как и его значимость, сугубо индивидуальны и детерминированы не только объективными условиями ситуации, но и особенностями личности субъекта, его динамическими (быстрота познавательных процессов, способность к концентрации внимания и др.) и содержательными (ценности, интеллект, опыт, навыки и др.) свойствами. В связи с этим аффектогенное значение ситуации не может быть понято лишь на основании изучения ее объективных аспектов. Адекватная оценка ситуации возможна только при учете личности субъекта, взаимодействующего с этой ситуацией, то есть вступает в силу принцип совместного двуединого рассмотрения личности и ситуации.
2. Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных
Аффектогенность профессиональной деятельности пожарных заключается в постоянно возможном посягательстве на вмененные им в охрану объекты в виде пожара. Рассмотрим подробно характер их деятельности.
Состав пожарной части, как правило, состоит из начальника караула, который возглавляет дежурный караул, и дежурного караула, состоящего из одного, двух и более отделений, в зависимости от местных условий.
Дежурный караул обычно характеризуется слаженностью и сработанностью, поскольку боевые условия деятельности сами способствуют отбору более надежных людей. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ успех зависит от эффективного выполнения всеми членами коллектива своих обязанностей. В этих условиях начальник караула должен быть формальным и фактическим лидером в коллективе, именно это обстоятельство требует от него умения заменить любой номер боевого расчета, в опасный и трудный момент взять на себя инициативу и повести людей за собой.
Основное содержание деятельности начальника караула заключается в обеспечении боевой готовности подчиненного подразделения. Это достигается выполнением следующих задач:
· обеспечением постоянной готовности караула к ведению боевых действий при тушении пожаров в период дежурства;
· созданием условий для быстрого восстановления караульной службы при ее нарушении после выполнения боевой задачи и т.д.
Начальник караула является первым руководителем тушения пожара, от его действий напрямую зависит успех. По данным статистики, в 64 % из всех случаев успех тушения пожара зависел от правильной оценки руководителем тушения пожара обстановки и принятых им решений. Тушение пожара от руководителя требует решения сложных задач при отсутствии алгоритмов принятия оптимальных решений.
В современных условиях труд пожарных стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее, так как повсеместно связан с применением различных технических средств, вооружения и специальной техники. Работа пожарных частей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность пожарных протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что требует применения средств индивидуальной защиты. А периодические круглосуточные дежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, что способствует развитию патологических процессов. Эти обстоятельства способствуют не только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и травматизма.
Деятельность пожарных можно разделить на два резко различающихся вида. Первый характеризуется режимом ожидания сигнала на выезд, то есть значительно сниженной активностью и в то же время постоянной готовностью к боевым действиям. Этот режим можно назвать режимом тревожного ожидания, который является существенной характеристикой профессиональной деятельности и не может не отразиться на личностных особенностях. Развиваются такие качества, как ответственность, сдержанность, осторожность, склонность к беспокойству, снижение активности. Благодаря этому происходит развитие сдерживающих, контролирующих качеств личности. Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожара, имеет существенно иные характеристики, требующие от пожарных оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации пожара. Таким образом, для начальника караула и его подчиненных характерной является работа в режиме ожидания. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранять готовность к активным профессиональным действиям. Такое состояние провоцирует быстрое утомление. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после возвращения с пожара. Оценка психического состояния сотрудников ГПС после боевых действий по ликвидации пожара, последствий аварий и стихийных бедствий показала, что значительное число пожарных находится в состоянии психической дезадаптации. Наличие указанных стрессогенных факторов создает большие трудности в работе пожарных, снижает их физическую и психическую работоспособность. Изложенное подтверждает важность психологического изучения профессиональной деятельности пожарных, которое позволяет выявить необходимые требования к психофизиологическим и личностным характеристикам человека, определить всю совокупность профессионально важных качеств.