Смекни!
smekni.com

Становление и развитие социальной психологии как науки (стр. 3 из 3)

Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита – составная часть общества, в которую входит высший, привелигированый слой, осуществляющий функцию управления, - люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности; пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством; обладающие интеллектуальным и моральным превосходством; творческое меньшинство в отличие от нетворческого большинства. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него элиты либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Рассматривались социально-психологические феномены перехода доминирования от элиты к массам на примерах революций, гражданских войн, стихийных бунтов. Изучались изменения индивидуального человека в толпе.

Г. Лебон – один из родоначальников социальной психологии полагал – что вслед за промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь всё больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу. Особенно в ситуации социальных изменений. Г. Лебон дал социально- психологический анализ многих феноменов Французской буржуазной революции. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведение индивида под влиянием толпы, что и происходило во Франции вовремя революции. Эти изменения заключались в следующем.

Во-первых, повышалась внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей. Во-вторых, снимается ответственность за своё поведение. Участие каждого человека практически анонимно. Развивается гипертрофированный конформизм – “быть как все”. В-третьих, усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения. В-четвёртых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку, попавшему в беду, обратно пропорционально количеству свидетелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможности помощи, и наоборот. В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепция психологии масс, разрабатываемые Г. Тардом и Г. Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияние средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для больших слабо организованных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определённых условий может быстро превратиться в стихийную. Закономерности функционирования стихийных социальных групп были исследованы при разработке вышеназванных концепций.

Одной из наиболее консервативных первых концепций в области социальной психологии считается концепция инстинктов и социального поведения Мак-Дугалла. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособительном значении психики как важнейшего средства адаптации к среде; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежит изменчивость вида, естественный отбор, наследственность. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи, с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врождёнными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизведение рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связанный с принадлежностью к социальной группе и др. Наибольшее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличии от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную активность, однако её значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин “социальная психология”. Позднее данная концепция повлияла и на развитие психоаналитического направления в психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из её предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внёс функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучили людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализма стала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители функциональной психологии фиксировали результат не на внутренних психологических процессах человека, а на их функциях, в частности социальных, которое имели значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы – тесты, опросники, интервью, которые будут весьма широко применяться в позднее время. Кроме того, именно функционализм дал толчок развитию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребёнка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, психология рекламы и тд.


Список литературы:

1. Андриенко Е. В., Социальная психология, М., 2000;

2. Битянова М. Р., Социальная психология, М., 1994;

3. Олдпорт Г. Личность в психологии, М., 1998;