Введение
Как и любая другая, одаренная личность на протяжении всей своей жизни попадает в различные социальные группы. Эти группы можно разделить на две среды: макросреду (общество) и микросреду (семью). Безусловно, обе эти среды воздействуют на одаренную личность в процессе ее формирования и развития.
В первую очередь воздействие общества и семьи на одаренную личность реализуется через их отношение к отличительным особенностям данной личности и через их восприятия одаренности в целом. Определенное отношение этих двух сред становится базой для дальнейшего жизненного пути одаренной личности.
Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности
Нами были исследованы особенности восприятия одаренной личности в макро- и микросреде и предприняты попытки обоснования того или иного отношения. В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых:
· родители детей, не признанных одаренными (не проходивших тестирования для выявления одаренности или набравших меньше необходимого количества баллов), учащихся в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;
· родители одаренных детей, прошедших отбор и посещающих занятия в Центре «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;
· представители общества. Выборка составила 100 человек.
В результате корреляционного анализа результатов нами были получены следующие данные:
По мнению общества, обычными взрослыми становятся всегда обычные дети, иногда одаренные дети, а так же одаренные взрослые. Это отражает ту ситуацию, которая наиболее распространена на сегодняшний день: число одаренных детей значительно превышает число одаренных взрослых.
В свою очередь, родители не одаренных детей четко разграничивают понятия одаренности и обычности. В их представлении они не связаны и не смешиваются.
В восприятии же родителей одаренных детей существует тесная взаимосвязь практически всех субъектов восприятия. Родители одаренных детей слабо ощущают границы понятий одаренности и обычности, создавая тем самым определенную микросреду для своего ребенка и для себя.
Построенные на основе данных, полученных методом семантического дифференциала, семантические пространства свидетельствуют о следующем.
Общество (точнее, его представители) позитивно относится как к одаренной, так и к неодаренной личности. Общество видит и понимает значимость не только ярких, отличных от других, одаренных людей, но и обычных, не выделяющихся из общей массы. В целом, общество готово принимать и поддерживать одаренную личность.
Родители детей, не признанных одаренными, склонны к стереотипному мнению о том, что быть одаренным значит быть «ненормальным», следовательно, несчастным. Они позитивно оценивают обычного человека: и ребенка, и взрослого. В области негативной оценки располагается образ одаренного ребенка, и крайне негативно оценивается одаренный взрослый. Последний воспринимается как пассивный и невротичный. Можно предположить, что родители обычных детей путают пассивность со специфическим образом жизни одаренного человека: у него иной темп и ритм жизни, иные занятия, иная работа и иные увлечения.
При этом, одаренному человеку свойственно несколько агрессивно отстаивать свою точку зрения в значимых для него вопросов. Кроме того, бороться с неприятием и игнорирующим отношением сверстников тоже зачастую приходится через агрессию. Возможно, эти особенности личности одаренного человека воспринимаются родителями не одаренных детей как невротичность. Делая предположение о том, каким является одаренный взрослый, родители не хотят иметь одаренного ребенка, поскольку он рано или поздно должен будет превратиться в одаренного взрослого.
Родители детей, которые по результатам диагностики были признаны одаренными, положительно оценивают образ одаренного ребенка, который воспринимается как доброжелательный и открытый новому опыту. Они на собственном опыте знают, насколько такой ребенок любознателен, быстро и легко увлекается новой идеей, стремиться к глубокому исследованию самых нестандартных вопросов. Возможно, в повседневной жизни одаренный ребенок проявляет качества, позволяющие назвать его доброжелательным и родители, составляя микросреду ребенка, в первую очередь замечают это.
Образы неодаренных ребенка и взрослого находятся в негативной области, но крайне негативно оценивается только образ одаренного взрослого. В этом случае можно предполагать наличие стереотипа об одаренном взрослом, по которому он является замкнутым в себе, в своем внутреннем мире человеком, не нуждающимся в окружающих. Высокие по сравнению с другими людьми достижения в каких-либо областях, по мнению родителей одаренных детей, обуславливают их отгороженность от общества. Возможно, их считают слишком гордыми, самоуверенными, эгоистичными.
Таким образом, становится очевидным, что обе группы родителей негативно оценивают одаренного взрослого человека, тогда как остальных (одаренного ребенка, неодаренного ребенка и неодаренного взрослого) оценивают по-разному. Образ одаренного человека – нежелательный для родителей образ. Это можно объяснить различными стереотипами, существующими в обыденном сознании, опытом общения родителей с такими людьми, воздействием СМИ на восприятие феномена одаренности. Если говорить о родителях неодаренных детей, можно отметить, что для них вообще феномен одаренности не слишком благоприятен.
Они предпочитают обычных людей, считая их нормальными. Но если мы обратимся к данным, показывающим отношение родителей одаренных детей к феномену одаренности, очевидной становится следующая конфликтная ситуация: эти родители с удовольствием принимают одаренного ребенка, готовы развивать его таланты, подчеркивают его исключительность, при этом крайне отвергают одаренного взрослого человека, считая его образ неблагоприятным. Таким образом, родители одаренных детей вкладывают огромные усилия для развития талантов своего ребенка, пока те являются детьми, и огромные же усилия прилагают для того, чтобы по мере взросления малыша избежать взрослой одаренности, сделать бывшего одаренного ребенка обычным взрослым.
Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности
Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психологическая культура личности. Предметом – психологическая грамотность в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Целью работы является анализ психологической грамотности как фактора становления психологической культуры личности на теоретическом и экспериментальном уровне.
В свете современных постклассических тенденций в области методологии науки особенно перспективным нам видится семиотическое описание психологической грамотности, представляющее данный феномен в качестве ментальной знаковой системы, системы психологических знаний, умений, навыков личности в области психологического познания и интерпретации мира дискурса и/или его объектов. Критериями измерения психологической грамотности в данном понимании являются, прежде всего, перцептивные, аналитические, прогностические умения в области познания и интерпретаций явлений психического порядка.
В своей работе мы попытались выполнить как диагностический, так и исследовательский подход к эмпирической оценке фактора психологической грамотности в диагностике психологической культуры личности. Для проведения исследования были привлечены студенты женского пола 3-го (N = 26 человек), 4-го курса (N = 24 человека) АлтГУ Факультета Психологии и Философии, специальности «Психология» и «Клиническая Психология», возраст – 19-21 год. В качестве критериального диагностического инструмента использован тест «Психологическая грамотность» Л.С. Колмогоровой, который нацелен на диагностику различных типов психологических знаний, умений, навыков личности.
В задачи исследования входило:
1. Показать достоверное изменение (приращение) психологической грамотности личности с обучением на факультете психологии и философии АлтГУ.
2. Определить содержательную специфику фактора психологической грамотности личности студентов-психологов на разных этапах обучения.
3. Раскрыть особенности влияния фактора психологической грамотности личности на становление психологической культуры студентов-психологов на разных этапах обучения
Экспериментальные гипотезы включали 2 утверждения:
1. Содержательная валидность фактора психологической грамотности включает различные компоненты, по разному проявляющихся на разных этапах обучения.
2. Развитие психологической грамотности у студентов-психологов отражается на изменении соответствующих характеристик личностного профиля на разных этапах обучения.
Обе гипотезы нашли свое подтверждение в исследовании.
Попарное сравнение средних значений показателей психологической грамотности между массивами (студенты 3-го и 4-го курса) по суммарному баллу выявило статистически достоверные различии, равно как и исследование суммарного тестового балла в лонгитюде внутри одного массива (р = 0,05).
К вопросу о появлении политического лидерства
В разное время исследователи искали истоки стремлений к власти в разных психологических образованиях – ценностях, мотивах, способностях, даже задатках, разгоралась дискуссия между защитниками теории черт и кросс-ситуативных теорий лидерства и власти, однако к единому мнению так и не пришли. Теории самомониторинга Марка Снайдера с момента своего появления в 1974 г. является попыткой снять остроту противоречий в вопросе о зарождении власти на межличностном уровне. Несмотря на большое количество исследований взаимосвязи самомониторинга с феноменом лидерства, вопрос о роли самомониторинга в стремлении и достижении политической власти до сих пор остается не затронутым специалистами.