Смекни!
smekni.com

Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных (стр. 4 из 12)

b) специфический потенциал – способность удовлетворить ситуационный импульс к самоутверждению.

Он же (Никитин Е. П.) отмечает проблемы, которые могут возникнуть у человека в процессе утверждения – дефицит самоутверждения:

1. дефицит потенциала самоутверждения (специфический потенциал ниже того, который требуется для удовлетворения ситуационного импульса);

2. дефицит импульса самоутверждения (ситуационный импульс слабее того, который был способен инициировать полную реализацию специфического потенциала).

Исходя из всего вышеперечисленного, можно поставить вопрос: «Каково же определение процесса самоутверждения?» В словарях, справочниках дается следующее определение [Психология словарь]: «Самоутверждение – это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности». Данное определение, по нашему мнению, сужает рассматриваемое понятие – самоутверждение является результатом оценки, хотя самооценку необходимо рассматривать как заключительный этап самоутверждения.

Некоторые авторы считают самоутверждение процессом, рождающим в человеке чувство собственного достоинства. Но в таком случае возникает вопрос: или это процесс происходит не со всяким человеком, т.к. самоутверждение способно порождать такие чувства, как эгоцентризм, манию величия и т.п., или объявить чувство собственного достоинства качеством присущим каждому человеку, и этим делая данное понятие очень широким и расплывчатым.

Существуют множество классификаций процесса самоутверждения предложенными различными авторами/

I.Если при классификации самоутверждений за основание деления принять степень их целенаправленности, то мы получим три типа, а именно:

1. Самоцельные самоутверждения. Самоутверждение превращается в самоцель. Для самоутверждений этого типа характерно то, что цель имеет ярко выраженную и определенную форму, но крайне расплывчатое, абстрактное содержание. Она обычно возникает в ситуациях того рода, когда при наличии сильного общего импульса к самоутверждению у человека нет ни одного сколько-нибудь высокого специфического потенциала. Поэтому цель добиться самоутверждения, как правило, не связана со столь же ярко выраженной установкой на то, как реализовать эту цель, а если, и связана, то весьма непрочными узами, которые способны легко разрываться и заменяться другими, столь же непрочными.

2. Целенаправленные самоутверждения. В отличие от предыдущего в этом типе акции человек не только сознательно делает самоутверждение своей целью, но и решает, какими средствами, в какой области деятельности будет пытаться реализовать данную цель, причем, характерно, что такая реализация производится достижением другой – конкретной - цели деятельности.

Существует два подтипа целенаправленных самоутверждений – консервативный и прогрессивный:

1. Консервативным мы называем такое самоутверждение, посредством которого человек стремиться сохранить уже достигнутые позиции.

2. В прогрессивном самоутверждении предпринимается попытка подняться вверх по избранной ценностной лестнице или же перебраться на другую – более высокую – ценностную лестницу.

3. Нецеленаправленные самоутверждения. Здесь имеются ввиду случаи, когда человек вообще не ставит себе цель самоутвердиться. Просто он получает некий результат, который положительно оценивается им или другими людьми. Тем самым он обретает самоутверждение, которое в таких случаях оказывается дополнительным результатом.

II. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять средства, с помощью которых они осуществляются, то мы получим два типа: внешние и внутренние.

1. Внешние самоутверждения. Этим термином мы обозначаем самоутверждения, которые достигаются за счет обладания приобретенными (так сказать, пришедшими человеку извне) предметами. В роли таких предметов могут выступать практически любые вещи – от самых что ни на есть обычных до драгоценностей, роскошных одежд, жилищ, автомобилей и т.п. Подобную роль нередко играют и одушевленные существа – животные, члены семьи, знакомые и т.п.

2. Внутренние самоутверждения. И в этих самоутверждениях средствами могут быть самые обычные вещи и одушевленные существа. Однако в данном случае они не приобретаются самоутверждающим субъектом, не «отнимаются» им у окружающего мира, а, напротив, создаются (формируются) им путем реализации его внутренних способностей.

III. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять результаты, то получаются два типа: доличностные и личностные.

1. В доличностных самоутверждениях человек в конечном итоге утверждает себя в качестве элемента, части некого целого (системы, совокупности).

Существует два подтипа доличностных самоутверждений – инклюзивный и состязательный.

a) В инклюзивном самоутверждении человек утверждает себя в качестве элемента, части некого целого, при этом никак не выделяя себя из массы других элементов, частей. Правда, само целое он непременно выделяет как лучшее среди подобных ему целостностей.

b) В состязательном самоутверждении человек стремится доказать, что он – лучший из данного ограниченного множества людей.

2. Личностные самоутверждения. Личность представляет собой неповторимое – не только в рамках ограниченного множества людей, но и вообще, в принципе – человеческое образование, уникальный микрокосм. Задача личностных самоутверждений и состоит в создании такого микрокосма.

IV. Наконец, если при классификации самоутверждений за основание деления принять их механизмы, то получаются два типа: самоутверждение путем отрицания другого (других) Я и самоутверждение путем самоопределения.

1. Самоутверждения путем отрицания другого (других) Я очень разнообразны по своим формам – от такой совершенно мягкой, при которой «отрицаемый» по той или иной причине вообще ни о чем не ведает, до таких крайне жестких и жестоких как физическое насилие и убийство.

2. Самоутверждение путем самоопределения. При разговоре о них обычно в первую очередь подчеркивают их принципиальнейшее отличие от самоутверждений путем отрицания другого (других) Я, преимущество (прежде всего в нравственном отношении) первых над вторыми. Вместе с тем не следует забывать и о сходствах. К примеру, в механизме самоутверждений путем самоопределения тоже заложен акт отрицания. Правда, теперь он направлен не другие Я, а на свое собственное. Человек отрицает себя вчерашнего (сегодняшнего) ради утверждения себя сегодняшнего (завтрашнего), более высокого, ради подъема по ценностной лестнице или даже по супервертикали.

Р. А. Альберти и М. Л. Эмонси видели следующие стратегии самоутверждения.

1. Самоподавление. Для данных людей характерно скрывать негативные чувства за доброжелательностью; избегать ситуаций, где необходимо брать инициативу на себя. Имеется тенденция скрывать собственное мнение и адекватные эмоциональные реакции по предпочтению неопределенных и маловыразительных форм речевого общения.

2. Агрессивная стратегия или стратегия доминирования. Здесь наиболее характерно отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль; говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, навязывать свое мнение.

3. Конструктивная стратегия. Для людей, которым присуща эта стратегия характерно отвечать без запинки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном, охотно обсуждать предложенную тему, открыто высказывать свое мнение и выслушивать другое, не обязательно критикуя последнее.

Каждая из рассмотренных классификаций позволяет охарактеризовать акт самоутверждения лишь в одной плоскости. Т.к. данный акт является многогранным, сложным образованием, то для более адекватной его характеристики необходимо использовать различные варианты классификации, совмещая их.


1.3. Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при не­совпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в реше­нии проблемы о сущности и понятии личности преступ­ника. Формирование такого подхода включает в себя решение логически связанных между собой вопросов о том, что такое личность преступника; есть ли она во­обще; какие признаки составляют ее содержание; ка­кова ее роль в совершении преступления; как воздей­ствовать на нее, чтобы предотвратить преступление.

Криминологическое учение о личности преступника исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия. Если пер­вое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные аспекты (принадлежность к социальной группе и др.); 2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-куль­турологической, социально-бытовой); 3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельно­сти (отношение к общегражданским обязанностям, го­сударственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, к культурным ценностям и т. д.).