Очевидно, что кинестетический блок наиболее тесно связан с выходной промежуточной системой физиологических функций и отвечает за психические и психосоматические заболевания. Его можно охарактеризовать как животную часть человеческой личности.
Вторая входная промежуточная структура связана с визуальным каналом ввода информации и кодирована как воображение.
Воображение – психический процесс создания человеком новых образов на основе имеющихся (старых) путем их преобразования. Различают произвольное и непроизвольное в., а так же воссоздающее и творческое. Воссоздающее в. появляется при необходимости воссоздать представление об объекте по его описанию. Творческое в. характеризуется самостоятельным созданием новых образов [3]. В. позволяет анализировать текущие данные на основе причинно-следственных связей и аналогий и прогнозировать будущие события. в. связано не только с визуальным, но и с аудиальным и кинестетическим каналами ввода информации, так как можно "вообразить" ощущения и звуки. В. может приводить к аберрациям (обману зрения) и к позитивным и негативным галлюцинациям. С в. связана глубинная структура визуальной памяти (В). В целом, память является единой структурой, но в силу разделенности входных каналов К, В и А информации, она имеет сложное строение. Существуют воспоминания, легко воспроизводимые визуально, но без сопровождающих звуков. Причем, если эти воспоминания всплывают, как набор слайдов, звук не удается восстановить и с помощью синестезии (НЛП).
Информация, хранящаяся в визуальной памяти, имеет много субмодальных параметров, некоторые их них являются критическими с точки зрения кодировки эмоций (НЛП).
Непосредственно с воображением и визуальной памятью связана глубинная структура творчество.
Третья входная промежуточная структура связана с аудиальным каналом и названа мышлением. Мышление – высшая форма активного отображения объективной реальности, состоящая в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании человеком существенных связей и отношений вещей. М. возникает в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, м. преобразовывает его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Позволяет проникать в закономерности природы, общества и самого мышления [3].
Не очень удачное определение, попробуем дать иное. Мышление – промежуточная структура человеческой личности, взаимодействующая с промежуточными информационными структурами людей и материальных объектов, позволяющая восстановить аспекты, частично опущенные или искаженные органами чувств, ощущением и восприятием. Основным инструментом м. является логика, привнесенная в процессах воспитания, обучения, самообразования и социально-трудовой деятельности. М. заключается в целенаправленном оперировании словами, понятиями, символами, знаками, образами, музыкальными фразами, изображением, движениями и жестами с целью восстановления или выявления недостающей информации.
Глубинные структуры
Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная, словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ).
Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий информацию, преобразованную мышлением.
Карта – представление о внешнем и внутреннем мире, составленное на основе данных, присутствующих во всех промежуточных и глубинных структурах человека. Топология карты тесно связана с противоречивыми и даже взаимоисключающими убеждениями и верованиями, сформированными на основе впечатлений от личного опыта, а не на базе строгих логических построений. Карта ограничивает территорию известного и, как правило, является ограничителем свободы выбора поведений и переживаний человека. Кастанеда называл ее "тональ": " Наш разум заставляет нас забыть, что описание – это только описание, и, проще чем осознать это, человеческие существа заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни". Целостной карты у человека, как правило, не бывает. Есть целый "атлас" для разных ситуаций и жизненных тем.
Культура – степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо [3]. В определенном смысле к. – это социальная "карта" человека, степень его социальной адаптации.
Искусство – художественный способ описания внешнего и внутреннего мира с помощью слов, звуков, изображений и движений, результат художественного (чувственно-ассоциативного) творчества. И. тесно связано с глубинными структурами воображения, памяти, убеждений и верований, а так же с выходной промежуточной структурой – творчеством. И. – особый способ мышления.
Самыми глубинными структурами в аудиальном (сознательном) блоке являются убеждения и верования. Убеждения – идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Любое у. имеет в своей основе воспоминание об одном или нескольких реальных или выдуманных событиях. у. могут быть как побуждающими, так и ограничивающими (НЛП). В отличие от верований, у. менее инерционны, и могут быть изменены или преобразованы.
Творчество – глубинная структура, позволяющая преобразовывать имеющуюся в человеке информацию в новую. В отличие от мышления, направленного на частичное восстановление вводимых данных о внешнем мире, творчество восстанавливает и преобразует информацию, хранимую в глубинных структурах человека. Т. – альтернативный способ мышления и не контролируется сознанием.
Верование – основополагающие убеждения, духовность, уровень ответов на метафизические вопросы о добре и зле, жизни и смерти. В. не имеет логической структуры, ее постулаты не требуют обоснования, это наиболее глубинный анализ жизненной информации. В. – наиболее глубинная структура "человеческой" части личности, фундамент ее существования. В некотором смысле содержит все, чем мы являемся, и что делаем, но не сводится ни к одной из этих вещей (НЛП). В. очень инерционно и не поддается логическим доводам, является центром идентичности мыслительных структур. Значительные изменения в этом блоке всегда связаны с сильными душевными переживаниями и затрагивают витальность.
Со структурами аудиального блока тесно связана выходная промежуточная структура транслятора.
На рис. 2 стрелками показаны взаимодействия (обратные связи) отдельных элементов между собой. Наиболее сильные взаимовлияния между структурами одного уровня. В целом можно говорить о единстве отдельно поверхностных, промежуточных и глубинных структур, а их обособленность связана с разными сроками возникновения (с точки зрения развития человека как вида) и определенной специализацией обработки и хранения информации.
Промежуточные структуры, как входа, так и выхода информации, могут быть объединены понятием "внутренний мир" На каждой из них может быть сосредоточен фокус внимания, тогда как глубинные структуры доступны вниманию лишь частично, да и то при использовании специальных стратегий. Сосредоточение фокуса внимания на поверхностных структурах ввода информации принято называть аптаймом (чистое восприятие), глубокое погружение в себя – даунтаймом (разновидность трансового состояния).
Промежуточные структуры вывода информации (структуры принятия решения)
Источником выводимой человеком информации является внутренний мир, объединяющий физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки и умения, транслятор. Все перечисленные элементы это промежуточные структуры ввода-вывода.
Физиологические функции – формы деятельности, характерные для живой структуры на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также на уровне целостности организма. Основной ф.ф. живой структуры на любом уровне является постоянный обмен веществ и энергии, с которым связаны такие проявления жизнедеятельности, как рост, развитие, размножение, питание, дыхание, движение [3]. В данной конкретной схеме ф.ф. учитывают взаимосвязь информационных элементов с их материальными носителями. По сути дела это первоочередные и безусловные программы действий в соответствии с сигналами, поступающих от внешних и внутренних рецепторов, и осуществляющие непрерывное функционирование организма. ф.ф. – "животная" часть человека, включающая в себя инстинкты и рефлексы.
Инстинкт – целенаправленная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершаемая под влиянием биологических потребностей, информационный опыт предыдущих поколений по удовлетворению основных потребностей [3].
Рефлекс – изменение активности организма в ответ на раздражение рецепторов. Различают безусловные и условные рефлексы [3].
Навыки и умения – готовые программы действий человека, приобретенные в процессе обучения и социальной деятельности, сложные рутинные действия, не требующие непрерывного контроля сознания. Эти понятия тесно связаны с понятием субличности.
Транслятор – промежуточная структура вывода словесной информации, понятие дается впервые. Т. тесно связан с понятием субличность (см. ниже). Т. – безличный механизм, позволяющий преобразовывать несловесную часть информации, содержащуюся в промежуточных и глубинных структурах, в вербальную с целью превращения ее в осознанное намерение или потребность. Т. осуществляет связь субличностей между собой и с сознанием, озвучивает "внутренний диалог" человека, преобразовывает эмоции непосредственно в слова и междометия. Плохо контролируется сознанием, хотя и пользуется некоторыми его структурами.