Смекни!
smekni.com

Сущность эмпатии и её роль в техническом творчестве (стр. 3 из 3)

Входя в образ, желательно сохранять способность в нужное время выйти из него. Иначе может произойти непредвиденное сумасшествие. Как показал Фрейд, регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотическое состояние актами подавления, т.е. неискренностью индивидуума с самим собой. Возникающие в подсознании инстинктивные побуждения Фрейд выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают самые разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Именно в этой адской кастрюле зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства и творческие замыслы. Здесь мы имеем дело с внутренними стремлениями, живительными, как артезианская струя, что поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь смыслом и творчеством. Будучи иррациональными, они, как дикие звери, противятся дрессуре. Людей пугает власть бессознательных страстей. Они ощущают опасность, скрытую в тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания и насиловать, воевать и убивать, исполняться честолюбивым стремлением покорить мир и вознестись над людьми. Мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих. Люди предусмотрительно опасаются своих инстинктов, в которых угадывают возможность творить не только добро, но и зло.

По утверждению Юнга, каждый из нас несет в себе свою форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой. Эта форма жизни, истинное "Я", охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное "Я" с различными уровнями подсознания. В функциональном плане мы представляем себе подсознание как огромный доисторический склад, хранящий разнообразное психическое содержимое. Может быть, это даже не склад, а скорее биологическая машина – джинн-динозавр, воспроизводящий желания и побуждения, направляемые сознанием. "Великие решения, как правило, скорее связаны с инстинктами и другими загадочными факторами подсознания, чем с сознательной волей и осознанной целесообразностью", – заключает Юнг. Чем глубже мы проникаем в подсознание, тем больше мы обнаруживаем материала, общего для всех индивидуумов. Для этих более глубоких корней Юнг придумал удачное определение "коллективное подсознание" – знания, общие для всех представителей нашей культуры, национальности, расы. Еще глубже располагается опыт, выборочно усвоенный представителями западного и восточного миров. Наконец, в индивидуальном подсознании есть определенные структуры, общие для всего человечества. Юнг называет их "архетипами", или "изначальными образами". Это мыслительные структуры, которыми люди владеют в силу того, что они просто человеческие существа.

В аспекте технического творчества эмпатию надо рассматривать как "актерский" прием вхождения в чужую "шкуру" с целью глубже понять точку зрения или состояние работодателя, производителя, покупателя, самого технического объекта и т.д.

Глубокое понимание изнутри интересующей точки зрения. или объекта способствует более успешному решению проблемы. Вхождение в роль кого-то или чего-то (техника эмпатии) тренируется, как у драматического и кукольного актера, – нужны навыки и знания, нужно развивать соответствующий психофизический аппарат [3].


Литература и ссылки

1. Энциклопедия «Кругосвет», Интернет-ресурсы http://etext.lib.virginia.edu/DicHist/dict.html, Т.А.Гребенщикова, Н.Осин, А.З.Шапиро

2. Методы технического творчества, Г.Я. Буш, Издательство "Лиесма", г. Рига, 1972.

3. Эмпатия в науке и творчестве, Леонид Завальский, Интернет-портал НАУКА, http://www.inauka.ru/.