Весьма полезно во время беседы учитывать невербальное поведение говорящего человека (жесты, мимика и пр.). Необходимо контролировать выражение лица говорящего и то, как часто он смотрит на вас пристально, как он поддерживает с вами визуальный контакт. Надо учитывать тон и скорость речи и обращать внимание на то, как близко или далеко сидит, или стоит говорящий, соответствуют ли невербальные сигналы смыслу его речи или, наоборот, противоречат ей.
Рекомендации на счет вышесказанного могут быть подразделены в двух отношениях: в отношении этики диалога и в отношении логики диалога.
Рекомендации в отношении этики диалога могут быть сведены к следующим:
1. Готовясь к беседе, необходимо заранее написать план беседы и отработать наиболее важные формулировки.
2. Необходимо опираться в своей беседе на особенности психологии диалогового отношения между людьми: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть положительными.
3. Нужно постоянно помнить о движущих мотивах действий собеседника, его интересах, ожиданиях, позициях, чувстве собственного достоинства, самолюбии.
4. Свои мысли и предложения следует излагать кратко, ясно и понятно.
5. Никогда и ни в какой ситуации не оскорблять собеседника, стараться быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным.
6. Никогда не относиться к другим людям пренебрежительно.
7. Комплименты необходимо употреблять умеренно.
8. Всегда, когда есть возможность, необходимо признавать правоту своего собеседника.
9. Необходимо всегда стремиться избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы и всего того, что нарушает логический ход беседы.
Рекомендации в отношении логики диалога имеют следующий вид:
1. Вопросы должны всегда ставиться правильно (корректно).
2. На уточняющие вопросы должны быть предусмотрены альтернативные ответы: "Да" или "Нет".
3. Вопросы должны формулироваться кратко и ясно.
4. Если вопрос сложный, его целесообразно разбивать на простые и указывать при этом все возможные альтернативы.
5. Стараться избегать риторических вопросов, ибо это вовсе и не вопросы, а сами суждения, имеющие определенный утвердительный, или отрицательный смысл.
6. Уметь пользоваться с целью выявления скрытой информации вопросами улавливающего ("провокационного") типа.
7. Стараться избегать тех вопросов, в которых используются неизвестные вашему собеседнику смыслы и значения.
8. Нельзя формулировать вопросы на основе бессмысленной, недоопределенной и ложной информации, а также пользоваться тавтологическими приемами.
И, наконец, подчеркнем особую важность учета юристом прагматического аспекта диалога. Коротко говоря, суть этого момента может быть выражена в виде следующего афоризма: "Один дурак может столько вопросов назадавать, что и сто умных на них не ответят".
В подобных ситуациях совет для собеседников может быть только таков: на "дурацкие" вопросы лучше вообще не отвечать, ибо, коль скоро "каков вопрос – таков и ответ", ответ в этом случае также будет "дурацким".
В качестве примера "как надо задавать вопросы" приведем логику постановки вопросов в процессе судопроизводства.
Подчеркнем, что в судопроизводстве вопросно-ответная форма применяется в качестве процессуально-правового алгоритма, определяющего основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.
Так, при постановлении приговора суд в совещательной комнате должен ответить на следующие вопросы:
1. Имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый?
2. Содержит ли это деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?
3. Совершил ли это деяние подсудимый?
4. Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?
5. Подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление?
6. Какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым?
Вопрос № 2: Понятие аргументации. Доказательство и опровержение (критика) и их логические структуры.
Будем исходить из того, что всякая мысль, выраженная в терминах и формах логики, есть, так или иначе отражение действительности, и последнее может быть либо истинным, либо ложным.
Будем исходить также и из того, что всякая мысль, выраженная в терминах и формах логики, обычно принимает форму суждения.
Стало быть, установление истинности или ложности суждения – есть соответственно либо его доказательство, либо опровержение.
В общем случае система таких доказательств и опровержений и есть аргументация,[4] или обоснование.
Заметим, что наряду с понятием "аргументация" широкое применение имеет в логике и понятие "аргументирование", где под аргументированием понимается способ воздействия на позиции и убеждения противостоящего вам субъекта, и последнее предполагает не только логическое воздействие на него, но и многообразные способы внелогического воздействия, такие как внушение, эмоциональное влияние, воздействие примером и пр.
Такие приемы, способы и методы убеждающего воздействия сформировались как комплекс содружества различных наук и прежде всего – логики, риторики, психологии и лингвистики. Именно совместное рассмотрение и практическое применение этих подходов и выражает суть теории аргументации, представляющей собою комплекс наиболее эффективных приемов, способов и методов убеждающего воздействия на личность человека. Отсюда доводы, или аргументы, обычно представляют собой систему связанных фактов и их интерпретаций, на основе которых формулируются либо утверждения, либо отрицания рассматриваемых суждений. Эти доводы предназначаются для поддержки или критики тезиса аргументации, т.е. такого высказывания, суть которого аргументирующая сторона находит нужным внушить своему диалоговому партнеру, сделать это внушение составной частью его убеждений.
На уровне отношений здравого смысла наиболее распространенной формой такого комплексного аргументирования является спор.
Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.
Вообще говоря, спор – это борьба, и для ее успеха вполне приложимы некоторые общие методы борьбы. Так, во всякой борьбе очень ценным является фактор инициативы, поэтому рекомендуется не обороняться, а именно наступать. Одним из приемов, допустимых в споре, является отвлечение внимания противника от той мысли, которую необходимо провести без критики. Это означает, что не только корректна, но и желательна концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на ее наиболее слабое звено. Корректно применять в споре и прием опровержения противника его же собственным оружием. К числу корректных средств относится также эффект внезапности, оттягивание возражения, незанимание слишком жесткой позиции, взятие слова в самом конце спора, когда все аргументы выступающих уже известны.
Но есть и некорректные приемы, которые, к сожалению, также применяются в спорах. Таков, в частности, нередко применяемый "выход из спора", когда одна из сторон стремится как бы "улизнуть из спора". Неприемлем также и прием, когда противника постоянно перебивают и не дают тем самым возможности ему говорить. Неадекватным приемом является и организация "хора" полуслушателей-полуучастников спора, всячески восхваляющих доводы только одной стороны и демонстрирующих скептическое, а то и презрительное отношение к доводам другой стороны. К распространенным некорректным приемам относятся использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит, а также намеренное запутывание и сбивание собеседника с толку.
По своей цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По своим средствам они подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие также разнообразные некорректные приемы.
Комбинируя эти, вышеназванные два деления споров, получаем четыре их разновидности, которые принято называть соответственно дискуссией, полемикой, эклектикой и софистикой.
Дискуссия – это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора.
Полемика – это спор, направленный на победу над противоположной стороной, но использующий только корректные приемы.
Эклектика – это спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого, в том числе и некорректные приемы.
Софистика – это спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
Таким образом, теория аргументации анализирует и объясняет как открытые, так и скрытые механизмы воздействия на людей в рамках различных коммуникативных систем – от научных доказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговой рекламы. В этом смысле аргументация представляет собой речевое воздействие, включающее утверждения, предназначенные для оправдания или опровержения какого-либо мнения и потому она в первую очередь обращена к разуму человека, который именно способен рассуждать при принятии или отвержении предлагаемых ему доводов.
Для аргументации характерны следующие черты:
- аргументация всегда выражена в языковой форме и осуществляется в виде тех или иных утверждений;
- аргументация является целенаправленной деятельностью, так как имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;
- аргументация есть социальная деятельность, поскольку она всегда направлена на других и в силу этого предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;