1. Вывод об организации:«Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами». Этот вывод показывает, что люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. И, еще того важнее, он подразумевает, что люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Короче, было бы ошибкой думать, что конструкты беспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности.
2. Вывод об опытеутверждает: «Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений». Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. Изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов.
3. Вывод о научениипредполагает, что система личностных конструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Таким образом, по Келли, конструктная система последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятия правильных решений.
4. Вывод о модуляции: «Изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах того диапазона применимости, в котором находятся эти изменения». Понятие «проницаемость» относится к степени, с которой конструкт может ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазона применимости. Таким образом, этот вывод подразумевает, что чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся.
5. Вывод об общности:«Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека». Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями).
Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная среди представителей одной культуры, это не только схожесть в поведении. Люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково. «Культурный шок», часто переживаемый, когда человек сталкивается с представителем другой культуры, является результатом различий в том, как они интерпретируют события. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди.
6. Вывод о содружестве уточняет условия, необходимые для эффективных межличностных отношений: «Один человек может играть роль в социальном процессе, включающем другого человека, в той мере, в какой первый анализирует интерпретационные процессы второго». Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека.
7. Вывод об общности очень важен для сферы человеческих отношений. В частности, он предлагает возможную объединяющую связь между индивидуальной и общественной психологией. Безоговорочное утверждение, что устойчивые и искренние человеческие отношения не могут развиваться, если по крайней мере один из людей не пытается встать на место другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей в самых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями, родственниками, друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир без войны может, в конечном итоге, зависеть от возможности людей (особенно глав государств) точно анализировать интерпретационные процессы других.
Вывод об индивидуальности – предположение, что различия между людьми коренятся в интерпретации ими событий с разных точек зрения.
Вывод об общности – предположение, что люди похожи друг на друга в том, как они интерпретируют жизненный опыт.
Вывод об опыте – предположение о том, что конструктивная система человека изменяется вследствие своей непригодности для правильного прогноза последовательности событий; те конструкты, которые окажутся полезными, остаются, а те, что бесполезны, нужно пересмотреть или отбросить.
Вывод об организации – предположение, что конструкты человека организованы иерархически таким образом, чтобы минимизироать несовместимость и несоответствие.
Вывод о выборе – предположение, что, оказавшись перед выбором, люди выберут альтернативу, которая скорее всего либо расширит их понимание реальности, либо уточнит существующую конструктную систему.
Вывод о модуляции – предположение, что конструктная система человека изменяется в той мере, в какой он способен интерпретировать новые события или пересматривать старые.
Вывод о содружестве – предположение, что гармоничные межличностные взаимоотношения зависят от того, насколько люди понимают конструктные системы друг друга.
Диапазон применимости – диапазон событий, в котором отдельный конструкт может быть релевантен или применим.
Когнитивная теория – теория личности, которая придает особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека.
Когнитивная сложность-простота – предел сложности или простоты системы личностных конструктов человека. Обычно относится к числу конструктов, предъявляемых лицом в Реп-тесте.
Констелляторный конструкт. Тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам; однако, если элементы идентифицированы другим образом, они закреплены. Стереотипный тип мышления иллюстрирует этот тип конструкта.
Конструкт. См. личностный конструкт.
Конструктивный альтернативизм. Философское положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с разных точек зрения.
Личностный конструкт – категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненый опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта – два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.
Подчиненный конструкт – личностный конструкт, который включается в категорию более общего конструкта.
Подчиняющий конструкт – личностный конструкт, который контролирует и включает в себя много разных конструктов.
Предполагающий конструкт – тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.
Прогностическая эффективность – диапазон, в котором конструкт пригоден для осуществления человеком правильного прогнозирования какого-то события в своем окружении.
Проницаемость-непроницаемость – величина, относящаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в пределах конструкта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой контекст; непроницаемый – нет.
Репертуарный тест ролевого конструкта – тест, разработанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также известен как Реп-тест.
Упредительный конструкт – тип конструкта, который стандартизирует («упреждает») свои элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.
Цикл ориентировка – выбор – исполнение. Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов, прежде чем решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.
Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология не представляет собой единой школы, но различные ее течения опираются на ряд общих положений: жизнь это то, что мы делаем из нее сами, каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, люди – мыслящие существа, решающие и свободно выбирающие свои действия. Как видно из этих высказываний, гуманистическая психология в своей методологии опирается на экзистенциальную философию. Особенно большое значение в психологии придается экзистенциальной концепции становления. Согласно этой концепции, человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Человек как свободное существо ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности.