Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение.
Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущем. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.
Гиперкомпенсация. Форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими, что указывает на наличие комплекса превосходства.
Индивидуальная психология. Теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.
Компенсация. Попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.
Комплекс неполноценности. Глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.
Комплекс превосходства. В теории Адлера — тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.
Неполноценность органа. Врожденная слабость или недостаточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит индивидуума к значительным победам в жизни.
Порядок рождения. Порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.
Социальный интерес. Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.
Стиль жизни. Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.
Стремление к превосходству. Стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.
Творческое «Я». Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.
Фикционный финализм. Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.
Чувство неполноценности. Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.
Карл Густав Юнг известен как выдающийся психолог и психиатр, почетный профессор Гарвардского и Оксфордского университетов, создавший огромное количество научных работ. Его наследие, опубликованное в 20-томном издании, переведено на многие языки мира.
Он родился в Швейцарии в 1875 году в семье пастора. В детстве отличался тихим, спокойным характером. Много времени в школьные годы посвящал мечтаниям, видениям, фантазиям. В юношеском возрасте отдавал предпочтение философской и религиозной литературе.
Изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности «психиатрия» в 1900 году. Работал в цюрихском госпитале для душевнобольных под руководством профессора Эжена Блейера.
Поиск ответов на вопросы, связанные с психическим состоянием своих пациентов заставил обратиться его к работам З. Фрейда. В 1906 году между ними началась регулярная переписка, в 1907 году состоялась первая встреча, после которой Фрейд воспринял Юнга как своего преемника, которому предстоит наследовать и развивать психоаналитическое направление. В 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, и Юнг стал ее первым президентом, занимая этот пост до 1914 года. Несовпадение взглядов Фрейда и Юнга по многим вопросам привело к тому, что Юнг оставил сначала пост президента, а затем вышел из ассоциации. Юнг отвергал «пансексуализм» Фрейда и стал создавать собственную психоаналитическую теорию, разрабатывая свой метод психотерапии, получивший затем название – аналитической психологии.
В течение нескольких лет после разрыва с Фрейдом переживал тяжелый духовный кризис, погружаясь в мир собственных фантазий и сновидений. Лишь к концу второй мировой войны он смог прервать путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности человека.
Юнг уделял большое внимание изучению бессознательного и его динамике, но его представления радикально отличались от фрейдовских. Психика, по Юнгу – это комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергии между ними. Для него бессознательное не было «психобиологической свалкой» отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательно ассимилированных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой и Космосом. Опираясь на анализ сновидений, исследования мифов разных народов, трудов восточных, позднеантичных и средневековых философов, Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в прижизненном опыте человека, они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.
Юнг разработал сложную и не общепринятую структуру личностиЛичность в понимании Юнга, или душа, состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость.
Эго – центр сферы сознания. Он включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, объединяет все в единое целое. Эго служит основой для самосознания человека. Это комплекс, конструированный общей осведомленностью относительно своего существования теперь и данными памяти. У человека есть идея о его прошлом, определенные наборы памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго.
Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит. Он притягивает содержание из бессознательного, из темной Неве домой области. Эго притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются. Эго – центр сознания, заботливо взращиваемый. Если Эго раскалывается, как это случается , при шизофрении, то исчезает возможность сознательного управления действиями, рушатся моральные критерии.
Личное бессознательное. Бессознательное у Фрейда сводится в основном к инфантильным тенденциям, которые вытесняются вследствие несовместимости друг и другом. Это психотравмирующие для личности события, которые кажутся забытыми , подавленными. В него входят те чувственные впечатления, которые вследствие недостаточной силы не могут быть осознаны. В отличие от Фрейда, бессознательное для Юнга – это комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его личного опыта или из опыта его рода, т.е. наследственного опыта. Эти комплексы имеют очень сильное влияние на поведение человека. Однажды сформировавшись, комплекс может влиять на всю жизнь человека. Например, человек с комплексом власти будет строить свою жизнедеятельность таким образом, чтобы добиваться власти.
У бессознательного, по Юнгу, есть еще одна сторона: в его объем входит не только вытесненное содержание, но и весь тот психический материал, который не достигает пороговой отметки сознания.
Важнейшим достижением для психотерапии является то, что материал личного бессознательного доступен для осознания, и человек, осознавая деструктивную часть комплекса, может отказаться от него.
Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности, в котором скрыта вся память человечества. «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, которое возродилось в структуре мозга каждого индивида», писал – К.Г.Юнг. Существует расовое коллективное бессознательное, являющееся проявлением созидательной космической силы. Мифы и религия – уникальные источники информации о коллективных аспектах бессознательного. Если Фрейд считал, что мифы можно интерпретировать с точки зрения характерных конфликтов детского возраста, то Юнг видел в мифах, сформировавшихся в незапамятные времена, образ мира. В этом образе постепенно с течением времени выкристаллизовывались определенные черты, так называемые архетипы или доминанты. Это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов человеческого бытия.