Смекни!
smekni.com

Теория личности по Келли (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ на тему:

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

По Келли.

Выполнил: Иванов М. ПИЭ-52

Бийск 2005

Теория Келли.

Теория Келли относится к группе когнитивных теорий. Дословно она называется теорией личных конструктов, которую Келли сформулировал в 12 сжатых утверждениях (в 1955 году), состоящих из фундаментальногопостулатаи 11 следствий,которые являются частично производными постулата, частично его уточнениями. Остальные теоретические труды Келли представляют собой дальнейшую проработку и развитие этих 12 утверждений.

1. Фундаментальный постулат (fundamentalpostulate).

Деятельность человека, психологически канализируется в соответ­ствии с тем, как он предвосхищает события.

Это фундаментальный постулат психологии личных конструктов. Она начинается с того, что помещает человека в центр происходящего. Но что Келли понимал под человеком?Он не предлагает какого-то собственного определения, для него человекозначает всего лишь то, что люди обычно понимают под этим словом, когда говорят, например: «Я знаю этого человека» и «Я бы хотел познакомиться с тем человеком». Человек рассматривается Келли как какое-то событие или процесс, который выражает его или ее личность в присущих лишь ему формах бытия, посредством речи и деятельности в мире. Задача психологии состоит в том, чтобы понять, как личность выражает себя тысячами различных способов. Согласно Келли, теоретизирование о биологических, социальных или бессознательных факторах, находящихся за пределами такого выражения личности, проливает немного света на особенности личности и, следовательно, не имеет прямого отношения к задаче психологии.

Термин канализируется(channelized) в фундаментальном постулате указывает на следующее: как только замечено, что начался какой-то процесс, его направление должно быть точно определено. Поскольку данный процесс канализируется в соответствии с тем, как индивид «предвосхищает события», он, тем самым, направлен в будущее. Люди вечно стремятся узнать заранее, что им готовит жизнь. «Ожидание – это и лицевая сторона и изнанка психологии личных конструктов». Обычно последующий опыт людей служит либо подтверждением, либо опровержением того, как они предвосхищали события. Ожидание событий — это в каком-то смысле поиск подтверждения или опровержения. Внешне это напоминает поведенческую теорию подкрепления, в которой подтверждение ожидаемых событий действует в качестве позитивного подкрепления, а опровержение — в качестве наказания. Но Келли решительно отвергает наличие любых параллелей между теорией личных конструктов и бихевиоризмом. Человеческие существа ищут подтверждения даже тех событий, которые их более всего пугают и которые могут быть связаны с наказанием, и, кроме того, они ищут опровержения своих наиболее лелеемых надежд. В таких случаях наказание, по-видимому, придает поведению неожиданные формы, закладывая основу для реконструкции и новых, творческих попыток. В постулате Келли сущность жизни видится «в ее устремленности в будущее, а не в ее увековечении прежних состояний или в её непрестанном отражении прошлых событий.»

2. Конструкция

Человек предвосхищает события, конструируя их копии.

Поскольку жизнь — это процесс, никакие два события не являются в точности одинаковыми. Ожидаются события, подобные тем, которые уже происходили в прошлом. Но событие, подобное какому то другому, отличаетсяпри этом от множества иных событий. Здесь Келли вводит основной принцип конструирования— процесса, посредством которого что-то воспринимается подобным одним объектам и отличающимся от других. «При, системе, которая обеспечивает лишь идентификацию подобий, мир растворяется в однородности; при системе, которая обеспечивает лишь дифференциацию, он раскалывается на безнадежно разрозненные фрагменты». Необходима идентификация с помощью как подобия, так и дифференциации.

3.Индивидуальность

Люди отличаются друг от друга своей конструкцией событий.

Маловероятно, что два человека сконструируют события совершенно одинаковым образом. Келли сомневается, что конструкционные системы каких-то двух людей окажутся схожими даже в части использования одинаковых логических отношений. Далекий от того, чтобы видеть здесь причину для беспокойства, Келли считает, что эта ситуация таит многообещающие возможности, «ибо она, по-видимому, открывает дверь для более прогрессивных систем мышления и логики... Разумеется, это предполагает, что научное исследование может опираться на индивидуальное воображение смелее, чем оно это обычно делает».

4. Организация

Каждый человек, чтобы облегчить себе задачу предвосхищения событии, характерным образом создает конструкционную систему, охватывающую упорядоченные отношения между конструктами.

Так или иначе, многочисленные конструкты, которые имеются у человека, должны являться частью какого-то достаточно спаянного целого, которое позволяет человеку функционировать и преодолевать жизненные трудности. Следствие, касающееся организации, гласит, что этот процесс подразумевает выделение приоритетных конструктов. Одни конструкты более фундаментальны, чем другие. Но сомнения, волнения и трудные экзистенциальные дилеммы, которые обычно сопровождают человеческий опыт, приводят к току, что установление приоритетов среди конструктов обусловливается не одной лишь логикой.

В частности, обязательства могут брать верх над возможностями, политичёская деятельность может превратить человека из сострадательного во властного, или же моральные императивы могут привести к тому, что человек станет закрывать глаза на собственные мелкие преступления. Это, замечает Келли, «обычная цена, которую люди платят за то, чтобы избежать внутреннего хаоса»

5. Дихотомия

Конструкционная система человека состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций.

Данное следствие затрагивает ключевую особенность конструкта, а именно: оно предполагает разделение всего на черное и белое, которое не допускает никаких промежуточных оттенков серого. Келли считал, что этот конструкт его теории чаще всего неверно понимают, поскольку он, казалось бы, предполагает строго категорическое мышление. Однако следствие, касающееся дихотомии, не описывает мышление, а определяет структуру конструкта, который может быть использован в мышлении. Подходящейаналогией здесь может быть разветвление дороги на карте, показывающей правый поворот и левый поворот. Определяя по карте направление движения, автомобилисты не обнаружат каких-либо промежуточных ступеней между левым и правым поворотом. Водители должны выбрать либо один путь, либо другой. Разумеется, они могут предпочесть вообще съехать с дороги — выбор, который равносилен конструированию ситуации новым способом. Конструкты служат в качестве указателей при разграничении, идентификации, понимании и ожидании событий. Они представляют собой противоположности, которые люди различают среди событий, способы видения одного элемента схожим с другим и отличающимся от остальных.

6.Выбор

В разделенном надвое конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает будет способство­вать расширению и большей определенности его системы.

Выбор здесь связан с альтернативами, выраженными в дихотомическомконструкте, — или, по предыдущей аналогии, в правом или левом ответвлении дороги. Следовательно, выбор имеет отношение к действиям человека, а не к событиям, которые происходят после того, как этот выбор был сделан. Люди могут изменить происходящие вокруг них события, только после того как они изменят себя, а значит, и преобразуют свои конструкты. Конечно, изменение вашего конструкта не является гарантией того, что ваши цели в этом мире будут автоматически достигнуты.

7.Диапазон

Конструкт применим при ожидании только какого-то ограниченного набора событий.

Никакой единичный конструкт не охватывает все, что происходит с человеком. Удивление, замешательство, смущение и изумление возможны именно потому, что, как выражается Келли, геометрия психики являет собой незавершенную систему. Конструкт — это различение, которое заключается во временном распределении объектов или событий посредством двух ассоциаций. Он имеет фокусприменимости — набор объектов, с которыми он работает особенно хорошо. Он также имеет диапазон(зону)применимости, который несколько больше и в котором он может работать достаточно хорошо.

8.Опыт

Конструкционная система человека меняется по мере того, как он последовательно конструирует копии событий.

Конструкты необязательно должны быть фиксированными — их можно изменять, раз за разом примеряя к событиям, составляющим человеческий опыт. Но изменение конструктов не является чем-то происходящим автоматически либо посредством механизмов, подобных стимулированию или подкреплению, как предположили бы бихевиористы. Менять или не менять свои конструкты — это в конечном счете вопрос личного выбора. Согласно теории Келли, иначе просто не может быть, поскольку создателем конструктов является человек, а не какой-то внешний механизм. То, как этот выбор производится и производится ли он вообще, имеет для индивида далеко идущие последствия.

Если конструкции никогда не менять, жизнь человека может свестись лишь к серии параллельно проходящих событий, которые не оказывают на него никакого психологического влияния. Но если человек участвует в том, что воспринимается им как наиболее значимое из событий — своего рода смелая инвестиция в предприятие, — тогда результат, в той мере, в какой он, отличается от ожиданий человека или усиливает их, «сдвигает» созданную им конструкцию. Признавая несоответствие между своими ожиданиями и результатом, люди допускают различие между тем, чем они были, и тем, что онипредставляют собой сейчас. Последовательность таких инвестиций и сдвигов и составляет человеческий опыт.