Смекни!
smekni.com

Тестирование (стр. 5 из 6)

где Z – стандартный балл на так называемой стандартной шкале Z (с центром 0 и отклонением 1);

Х – сырой балл по тесту;

– средний балл по выборке стандартизации,

Sх – стандартное отклонение по выборке стандартизации.

После получения стандартного балла Z можно перевести тестовый балл в любую стандартную тестовую шкалу, принятую в психодиагностике. Например, перевод в шкалу IQ производится по формуле

IQ=Z..15=100.

Напомним, что в шкале IQ центр равен 100, а отклонение – 15.

Если перевод требуется в так называемую шкалу “стенов” (от англ. “ standart ten” – стандартная десятка), то формула пересчета из шкалы Z выглядит так:

Sten = Z..2 +5,5,

так как в шкале стенов центр равен 5,5, а отклонение равно 2.

Обобщенная формула перевода сырого балла в заданную стандартную шкалу имеет вид:

Y = Ss×Z+M, (7)

где Y – стандартный балл, по произвольной шкале, с центром М и отклонением Ss.

Для серьезных профессиональных тестов вместо описанной здесь простейшей линейной стандартизации используется более сложная процедура нелинейной нормализации (форсированный переход к нормальному распределению). В результате этой, более точной процедуры разработчики снабжают пользователей теста так называемой конверсионной таблицей для перевода сырых баллов в стандартные баллы по заданной шкале. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и стандартной.

Ниже приведен пример того, как может выглядеть конверсионная таблица для некоторого теста арифметических вычислений из 30 заданий. Простейшая процедура подсчета баллов (за правильный ответ – 1 очко, за ошибку –0) дает нам сырую шкалу от 0 до 30.

Таблица 1

Пример фрагмента конверсионной таблицы для перевода сырых баллов в стены

Сырой балл 0-6 7-8 8-9 10-13 14-16 17-19 20-22 23-24
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8

Как пользовались таблицей? Если испытуемый показал 5 сырых очков (решил только 5 заданий), то ему ставится минимальный стандартный балл 1. Если испытуемый решил 25 заданий, то получает балл 9.

После того, как балл по тесту стандартизирован, можно выносить диагностическое заключение. Общее правило здесь таково: если стандартный балл Y превышает единицу “верхней” (или “высокой”) группы M+Ss, то данному испытуемому приписывается повышенное значение измеренного психического свойства. Например, про ученика говорят, что он является определенно более дисциплинированным, чем средний ученик в российской школе (или московской, или иркутской – в зависимости от того, на какой выборке стандартизации получены нормы). Если же стандартный балл Y ниже границы “нижней” (“низкой”) группы M-Ss, то о данном испытуемом формулируется заключение, соответствующее низкому полюсу измеряемого свойства. Если стандартный тестовый балл Y заключен в пределах центрального интервала (M-Ss, M+Ss), то про испытуемого говорят, что у него измеренное свойство выражено в средней степени – как у большинства людей.

На шкале стенов граница “верхней” группы равна 7,5, а “нижней” – 3,5, то есть при получении 8 стенов и больше испытуемый зачисляется в “верхнюю” группу, а при получении 3 стенов и меньше – в “нижнюю”.

Если мы имеем дело с биполярным (двухполюсным) психическим свойством, например, “гибкость – ригидность”, то для “высокой” группы формулируется заключение как для “гибких” людей, а для “низкой” группы – как для ригидных людей. Соответственно средняя группа из центрального интервала признается нейтральной, неполяризованной по данному тестовому параметру.

Любые тестовые заключения при использовании статистических тестовых норм являются относительными. Они зависят от той выборки, на которой производилась стандартизация теста. То, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативностью тестовых норм.[4] Репрезентативность – третье важнейшее психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере его применения.

Например, если тест проходил стандартизацию на студентах, то перед его применением на школьниках следует вначале произвести рестандартизацию, то есть снова собрать тестовые нормы на представительной выборке, сформированной именно из школьников. В противном случае диагностические выводы, произведенные по неадекватным тестовым нормам, будут неточны и неверны.

Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если эти два распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм.

Введение понятия репрезентативности позволяет нам дать более строгое определение того, что такое стандартизация теста. О стандартизации теста в строгом смысле можно говорить, когда задана полная таблица соответствия сырой шкалы и стандартной шкалы и содержание этой таблицы обосновано статистической структурой распределения тестовых баллов на выборке стандартизации.

Кроме статистических тестовых норм в современных тестах часто используются критериальные нормы. Они особенно важны для сферы образования. Действительно, что дает нам знание о том, что Петров выполнил тест лучше среднего испытуемого, если средний испытуемый тоже не справился с большинством заданий? Мы прогнозируем, что подавляюще большинство испытуемых без специального дополнительного обучения не смогут показать требуемого уровня эффективности в будущей деятельности.

При построении так называемого “теста по критерию” шкала сырых тестовых баллов калибруется особыми реперными точками, которые соответствуют уровням рассчитанной вероятности достижения какого-то критерия (заданной эффективности деятельности). Например, если оператор АЭС был точен в 45 из 48 процентов заданий, то это может еще и не соответствовать требуемому уровню критериальной “надежности оператора” (в данном случае “надеж­ность” – измеряемое свойство), а вот если он был точен в 47 из 48 заданий, то это может считаться достаточным уровнем “надеж­ности”. Таким образом, при построении диагностических заключений по критериальным тестам мы интересуемся не степенью отклонения балла от центра шкалы, а достижением или недостижением какого-то критического уровня на шкале.

6. Достоверность теста

Особой разновидностью валидности является достоверность, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Особенно остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности – наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности – стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные “ловушки”, направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент “ноу-хау” (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензированное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую психолог смог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, то есть других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы такие методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Вопросы достоверности и стандартизации тесно связаны между собой. Очень часто даже объективные тесты достижений, если они проходили стандартизацию на добровольцах (в ситуации консультации), должны быть рестандартизированы для того, чтобы их использовали в аттестационной ситуации.

утверждать, что тест прошел проверку на прогностическую валидность. Без этого мы исходим просто из доверия к научной интуиции разработчика теста и не имеем независимых доказательств того, что тест можно использовать для прогноза.

Различие обычной дешевой схемы валидизации теста (по “из­вестным группам”) и дорогой прогностической схемы валидизации теста – важнейший элемент психодиагностической грамотности не только для психологов, но и для педагогов, как, впрочем, и для любых заказчиков психодиагностической информации.