Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный университет - Высшая Школа Экономики
Факультет психологии
Кафедра Психологии личности
Реферат по теориям личности
на тему
“Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда”
Выполнила:
студентка IV курса 481 группы
Аткишкина Е.В.
Проверила:
Паукова А.Б.
Москва, 2008
Содержание
Введение
1. Топографическая модель психики
1.1 Сознательное
1.2 Предсознательное
1.3 Бессознательное
2. Динамическая модель психики
2.1 Об инстанции Ид
2.2 Структура Эго
2.3 О структуре Супер-Эго
2.4 Взаимосвязь между тремя подструктурами
3. Соотношение топографической и динамической моделей психики
4. Каким я вижу влияние теорий Фрейда
Список использованной литературы
Его работы вызывают у каждого человека свое личное, индивидуальное отношение. Существуют периоды в жизни человека, когда описание, данное Фрейдом о роли сознательных и бессознательных процессов, оказывается личным открытием. Ошеломляющее воздействие его мышления может осветить какую-то сторону нашего собственного характера или характера другого человека. В иные периоды жизни его взгляды кажутся нам неприемлемыми, идеи - далекими, запутанными и не относящимися к делу.
“Психоанализ", “бессознательное” - сегодня эти слова являются настоящими брендами, а сам Фрейд - известнейшей торговой маркой.
Зигмунд Фрейд уже при жизни стал культурным мировым событием эпохи. Его теория оказала огромное влияние на восприятие человеком себя и окружающего мира, на развитие литературы, живописи, театра, кинематографии, дизайна и рекламы.
В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное [2], [7], [9]. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту “психическую карту" чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.
Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени.
Сознательное понимание ограничивается: а) стимулами из внешнего мира; и б) событиями внутри предсознательного - мыслями, воспоминаниями, эмоциями и т.д.
Нормальный бодрствующий взрослый не осознает непосредственно чего-либо, происходящего в бессознательном. Он может осознавать только то, что происходит в предсознательном - причем настолько, насколько он заинтересован тем, что происходит внутри его собственного ума.
Элементы системы предсознательного могут быть сделаны сознательными путем катектирования системой сознания. Этот катексис называется катексисом внимания. Элементы бессознательного не могут обычно быть катектированы сознательным, то есть они не могут привлечь или получить катексис внимания. Таким образом, для элемента бессознательного, чтобы стать сознательным, следует получить гиперкатексис из двух источников.
Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное.
Строго говоря, предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Предсознательное включает элементы психики, которые доступны сознанию.
В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств".
Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности. “Мы называем психический процесс бессознательным, существование которого обязаны допустить, - мы заключаем это из его воздействий, - но мы ничего о нем не знаем".
Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен - подвергнут цензуре и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.
Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. “Мы установили опытным путем, что бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени”. Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.
Элементы системы бессознательного недоступны сознанию, и нормальный путь в сознание из бессознательного лежит через систему предсознательного.
Некоторые элементы системы бессознательного исключаются из предсознательного действием цензуры - вытесняются. Элементы бессознательного могут войти в сознание и другими путями, отличными от нормального. Например, если цензура ослаблена, или вытесненное становится слишком сильным, элементы бессознательного преодолевают цензуру и прокладывают путь в сознание, вопреки сопротивлениям с ее стороны. Таким образом, неудачное вытеснение приводит к невротическим или психическим симптомам. Иначе говоря, цензура - страж психического здоровья. От того, насколько она успешна в контроле вытесненного и устранении его от доступа к сознанию, зависит психическое здоровье индивида.
Элементы бессознательного могут получать доступ к сознанию и без компромисса с психическим здоровьем индивидуума. Примером этого служат остроумие и шутки. В другое время, во время сна, вытесненные элементы из бессознательного получают доступ к сознанию в сновидениях. Отчасти это происходит из-за ослабления цензуры во время сна.
Из изучения сновидений и невротических симптомов Фрейд сделал вывод, что мотивирующая сила, приводящая к сновидениям и симптомам - это мощное стремление к исполнению желаний, принадлежащее бессознательному. Позже он писал, что система бессознательного действует в соответствии с принципом удовольствия [4].
Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства (хронический стресс, сильный иррациональный страх, невроз, депрессия), скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которых вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и, иногда, провоцирует психопатологию, требующую консультации психолога или помощь психотерапевта в формате психологического консультирования или психотерапии.
Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира недоступно для осознания. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не сознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд, как психоаналитик, использовал в своей работе с пациентами, пытаясь оказать им психологическую помощь [7], [9].
Топографическая модельпсихического аппарата оказалась недостаточной по своей объяснительной ценности для клинических феноменов и поэтому должна была быть заменена. Фрейд комментирует ситуацию следующим образом: “мы и в самом Эго нашли что-то, что также является бессознательным... Последствия этого знания для аналитической практики проявляются в том, что мы обнаруживаем бесконечно большое число неопределенностей и сложностей... например, невроз невозможно свести к конфликту между сознательным и бессознательным. Для этого противостояния, исходя из наших познаний о структуральных особенностях душевной жизни, мы должны вывести другой конфликт: между взаимосвязанным Эго и отделенным от него вытесненным материалом".