Смекни!
smekni.com

Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ (стр. 3 из 12)

Как отмечают европейские эксперты, недостаточное внимание уделялось такому сектору высшей школы как непрерывное образование. В некоторых случаях, оно даже не рассматривалось как часть системы высшего профессионального образования, между тем непрерывное образование является важным механизмом повышения качества рабочей силы. Непрерывное образование - это, во-первых, всеохватывающее по полноте, во-вторых, индивидуализированное по направленности, темпам и времени, в-третьих, возможность осуществления собственной программы его получения.[20] «Непрерывное профессиональное образование» и «система непрерывного профессионального образования» являются рядо-видовыми понятиями.[21] Первый термин имеет значение целенаправленного и систематического процесса формирования и совершенствования навыков специалиста, а под «системой непрерывного образования» понимают совокупность социально-образовательных институтов, которые различными способами содействуют непрерывному профессиональному образованию. Разрешением данной проблемы занялись европейские эксперты, которые на различных научных мероприятиях, посвященных Болонскому процессу, вырабатывают конкретные рекомендации.

Достижение целей Болонской декларации взаимосвязано с развитием международного сотрудничества в сфере образования. Значимыми становятся такие механизмы, как семинары, круглые столы, конференции, которые являются наиболее эффективными в согласовании различных вопросов и принятии совместных решений.

Особенностью российской образовательной политики является ее противоречивый характер. Теория и практика часто не взаимосвязаны, а в некоторых случаях исключают друг друга. Конституционные и законодательные установления часто не соблюдаются. Светский характер образования, бесплатность его получения становятся все менее вероятными. Как следствие, кризис в образовании, понижение его качества. На данный момент российской высшей школе необходимо, во-первых, искать пути выхода из кризиса, во-вторых развивать, совершенствовать образовательную систему.

Подписание Россией Болонской декларации сделало возможным ее интеграцию в европейское образовательное пространство, в мировое академическое сообщество. Данное обстоятельство является важной целью образовательной политики Российской Федерации, провозглашенной в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающий период до 2025 г., где выработаны приоритеты, стратегические цели и первоочередные задачи в области образования.[22] Во-первых, это обеспечение условий для соблюдения конституционных прав граждан на получение образования, условий самоопределения и саморазвития личности. Во-вторых, создание оптимальных условий для реализации менталеобразующей функции образования на всех уровнях. В-третьих, строительство системы образования, адаптированной к новым взаимосвязям и взаимодействиям научного знания и практики, адекватной новым условиям жизнедеятельности. В - четвертых, становление развивающего типа образования как ведущего. И в заключение, интеграция российской образовательной системы в мировую систему.

Образовательной политике до 2025 г. необходимо обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги, условия для формирования человека как целостной личности, адекватной новым целям учебного процесса и рынка. Изменение образовательной парадигмы предполагает иное, качественно новое содержание образовательных технологий, иные подходы, право, отношения, поведение людей, педагогический менталитет, ценностные ориентации.

В рамках данного социологического изучения проблемы следует также рассмотреть концепции «образовательных рисков».[23] В образовательных стратегиях российской молодежи возникает множество ситуаций, разрешение которых невозможно без теоретико-методологического осмысления феномена риска. В 2006 г., в МосГУ состоялся круглый стол по данной теме. В нем приняли участие Ю.А.Зубок, А.И.Ковалева, Д.Л.Константиновский, В.А.Луков, В.Я.Нечаев, Н.Л.Смакотина и ряд других исследователей. Ю.А.Зубок обозначил основные факторы риска в образовании, они определяются: недостатками правового обеспечения образовательной политики, несоответствием существующего обучения новым реалиям, усилившимися внутриролевыми и межролевыми противоречиями. Как отмечает А.И.Ковалева, «некритические копирование чужого опыта, содержит риск растерять больше, чем приобретет молодое поколение в результате этих реформ. Поэтому один из основных рисков в образовании молодежи – получение ею некачественного образования».[24] Е.Г.Пантелеев указывает на то, что в условиях неопределенности, развиваются два противоположных процесса в подготовке специалистов: утилитаризм и универсализм.[25] Как утверждает ученый, риск ошибочной специализации, который существовал всегда, в ситуации неопределенности становится несовместимым с рациональным выбором, а решения, которые основываются на ценностном восприятии различных путей становления, уже не могут быть достаточно авторитетными в силу одновременного разрушения ценностно-нормативной базы. Реакция на ситуацию является утилитаризм – в первую очередь выдвигаются образовательные программы, которые соотносятся с конкретной практикой, распространенной в социальной действительности. Вследствие чего, поверхностность и замкнутость полученных знаний. Универсалисткий подход подразумевает два содержательных компонента: инфраструктуру знаний и теоретическое обобщение. Главным свойством универсализма является то, что он образует единую систему, которая создает у обучающего когнитивную структуру, где могут присутствовать различные блоки знания. В заключении автор делает вывод, что «управление своими знаниями, своей компетентностью, а не просто ее непрестанное количественное наращивание при помощи разнообразных курсов – вот, что особенно необходимо для успешного становления специалиста в условиях неопределенности».[26] Данные теории подтверждают, что российскому образованию необходимо выработать индивидуальное развитие, в соответствии не с мгновенными интересами, а на долгий период времени.

Изучение риска выдвигает задачу по исследованию механизмов и путей его регуляции, которая обуславливается направленностью и эффективностью государственной молодежной политики. Исследование неопределенности и риска способствует усовершенствованию существующих социологических теорий и конкретизации современных теорий модифицирующегося общества.

Для успешной интеграции России в Болонский процесс необходимо не только повышение международного престижа российской высшей школы, но и сохранение лучших традиций отечественной системы образования.[27] Во многих европейских странах, подписавших Болонскую декларацию, национальные, культурные и образовательные традиции сохраняются и оберегаются на всех уровнях, но также поддерживается качественная определенность европейского высшего образования в целом.[28]

1.2. Механизмы адаптации ценностных ориентаций российскогостуденчества к современным европейским

социокультурным стандартам

В современном мире динамика социальных процессов приводит к потребности научного объяснения новых адаптационных механизмов модернизируемого общества. Одним из примеров стремительного развития и усовершенствования является сфера образования. Реформа в российском высшем образовании имеет ряд проблем в своем осуществлении: новые механизмы еще не выработаны, а традиционные - в большей части не соответствуют действительности в учебном процессе. Студенческая молодежь может оказаться в противоречивой ситуации, с одной стороны, европейские стандарты примут нормативный характер, с другой, несоответствие этих стандартов российскому менталитету, как следствие - отчуждение новой структуры образования. Данные процессы вызывают необходимость активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовки молодого поколения к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики. В настоящее время учебно-воспитательный процесс студентов должен соответствовать выполнению нового социального заказа, который заключается в формировании самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности.[29] Как отмечает В.М.Авдеев, «сейчас востребован деятельный тип личности, способной принимать решения в самых разных ситуациях, связанных с риском, недостатком информации, высокой динамической рыночной конъектуры».[30] Одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение адаптации студентов к учебному процессу, что является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей обучаемых в преодолении трудностей.