Смекни!
smekni.com

Трансгенерационные паттерны материнского поведения (стр. 2 из 8)

1.2 Мать в детско-родительских отношениях

Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку.

Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостью воспитания его как представителя своего вида и своей культуры. В ходе этого взаимодействия мать на основе имеющихся у нее образов и моделей материнства, в которые входят конкретные ценности, установки и ожидания, отношение к ребенку, родительские чувства и родительские позиции, ответственность за жизнь ребенка и в целом – стиль семейного воспитания, создает личность ребенка. Мудрая и психологически здоровая мать может организовать воспитание своего ребенка так, чтобы сформировать у него необходимые, нужные и ценные качества. Она может повлиять на его успехи и неудачи, самооценку и стремления, в целом – на многое, если приложит к этому усилия. В случае невыполнения своей материнской деятельности или осуществления ее не так как следует, мать может и травмировать ребенка. Эти идеи идут еще от психоанализа, который отводит матери главенствующее место в определении жизненных неурядиц и проблем своего ребенка. Из этих же идей берет свое начало система взглядов, предложенная Мелани Кляйн и названная "теорией объектных отношений". Суть ее в том, что для психического развития человека решающее значение имеют его отношения с первичным объектом привязанности, то есть с матерью или фигурой, ее заменяющей. Даже то, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от его отношений с матерью. Эта теория, несомненно, накладывает на материнские плечи непомерный груз ответственности перед ребенком за каждую свою ошибку. Получается, что каждая мать должна быть идеальной. Однако об идеальной матери Т. М. Афанасьева пишет: "С одной стороны идеальная мать должна все свое внимание сосредоточить на своем потомстве. Но такой идеал вряд ли может вызвать восхищение. Более того, не убеждена, что точное его копирование вообще осуществимо. Трудно подготовить ребенка к жизни, к миру, будучи оторванной от этого мира. Трудно научить любви к другим людям, будучи отстраненной от чужих бед и тревог. Трудно быть беспристрастным судьей своим детям, не зная всех сложностей реального бытия за стенами собственного дома" [Афанасьева Т.М., 1988]. Получается, идеальная мать, вовсе таковой и не является. Тогда какой должна быть мать?

На этот вопрос попытался ответить английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В 1949 году он ввел в психоанализ новое понятие "достаточно хорошая мать", сняв с женских плеч слишком уж тяжелый груз ответственности, которую должна была в соответствии с теорией объектных отношений чувствовать каждая женщина, заводя ребенка.

"Достаточно хорошая", в понимании Винникотта, - это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Винникотт одним из первых описал то особое состояние слияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать: оно легко доступно любой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу и если ей не навязывают жестких директив по поводу того, как именно она должна поступать. Ощущение ребенка как продолжение себя позволяет матери откликаться на его сигналы и наилучшим образом удовлетворять его потребности – физиологические и эмоциональные. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они плохо выполняют свои материнские обязанности. Это позволило женщинам вести себя более естественно со своими детьми. Винникотт дал матери право чувствовать себя усталой, раздраженной, но при этом сохранять понимание, что все эти чувства присущи ей, как любому другому человеку, и ничуть не умаляют ее материнских достоинств [Д. Винникотт, 2004].

В современных условиях, пропагандирующих культ ребенка, каждая мама чувствует себя обязанной сделать ребенка абсолютно счастливым. В значительной мере это обусловлено популяризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизни взрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам в отношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливым непосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевных переживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходит именно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире [Наталия Кедрова, 2006]. В этом случае понятие "достаточно хорошей матери" играет очень значительную роль в организации материнской деятельности. Если мать хочет быть "идеальной", но, естественно, не достигает этого далекого и, возможно, в корне неверного идеала, то переживания ее ребенка будут актуализировать у нее чувство вины за свою несовершенность, несоответствие мнимому идеалу. А вот стремление стать "достаточно хорошей", возможно, будет толкать мать к самосовершенствованию в вопросе развития своего ребенка, к изучению и пониманию своих детей, поиску оптимальных, а не принятых методов воспитания. А переживания малыша будет вызывать у нее не чувство вины, а желание отыскать причину и помочь ребенку ее преодолеть.

1.3 Механизмы формирования материнства

Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом, воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.

Дональд Винникотт пишет, что способность женщины "быть достаточно хорошей матерью" формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

Таким образом, факторы, влияющие на формирование материнства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях [Овчарова Р.В., 2003]:

- макроуровень – уровень общества;

- мезоуровень – уровень родительской семьи;

- микроуровень – уровень собственной семьи;

- уровень конкретной личности.

Макроуровень. Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы "хорошей матери", установки "как надо" и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, - это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Так со второй половины XX века социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в семье принимают на себя общественные институты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают, что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастую формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношение родителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Не менее важным является взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большое значение в формировании эффективного материнского поведения отводится феномену привязанности матери и ребенка. Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка. Отмечено, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви-ненависти, в основе которого лежит стремление к глубоким эмоциональным отношениям и неумение, неспособность их выстроить, желание любви и неспособность любить. Исследования подтверждают, что у отверженного ребенка есть тенденция стать отвергающим родителем [Шнейдер Л.Б., 2000].