Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. [17,с.309-312].
Сидоров П.И. отмечает, что деление тревожности на ситуативную и личностную прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.
Относительно соотношения двух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать ситуативной тревожность, вторичной – личностной тревожность. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; личностной тревожность же определяет особенности функционирования ситуативной тревожность, при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае [18, с.81 – 89].
Важным результатом исследований Кэттела и его коллег (1961, 1972) явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [20, с.467-478].
Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности [19, с.185-189].
Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях [16, с. 12-24].
«Психологический словарь» (1999) определяет тревогу как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога - это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы». В этом же источнике указывается и на другое существующее определение понятий «тревога» и «страх», когда под страхом понимается «комплекс ощущений, испытываемых при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму в целом), а тревога - это то, что испытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой личности, ее представлению о себе, ее потребностям, межличностным отношениям или положению в обществе)».
Если понятия «тревога» и «страх» могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.
На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне тревога проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
В 1967 г. психолог Ф.Б. Березин, который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации явлений тревожного ряда и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней [15, с.385-386]:
· Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.
· На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.
· Третий уровень – собственно тревога – проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.
· Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.
· Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога.
· Шестой уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в «потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума».
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность, как она типично описывается, состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом [22, с.33].
Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
· Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения.
· Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.
Активность
Активность повседневной жизни – это действия и виды деятельности, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни. То есть к активности в повседневной жизни относятся все действия и виды деятельности, которые каждый из нас совершает, начиная с того момента, когда мы встаем с кровати утром и до того времени, когда вечером мы снова ложимся в постель [11, с.143]. Абульханова-Славская К.А. активность повседневной жизни условно разделяет на персональную и инструментальную. Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение задач, связанных с самообслуживанием – прием пищи, одевание, туалет и другие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной мобильности, коммуникация. Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе. Например, такая инструментальная активность как ведение домашнего хозяйства включает в себя уборку, приготовление еды, покупку продуктов, использование денег, следование правилам техники безопасности, и прочее.
Активность в повседневной жизни это не одна какая-то функция или навык, а акты и виды деятельности, которые объединяют использование сразу нескольких функций. Навыки, характеризующие активность в повседневной жизни, характеризуют функционирование и функциональность человека.
Настроение
Настроение - эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроением сказывается развитие личности.
Н.Д. Левитов понимал настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроение переживается как «безотчетное». Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, а в других - беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других - менее личностны. Настроение может превратить человека из угрюмого замкнутого неудачника в бодрого энтузиаста, из ленивого философа в человека действия. Плохое настроение может стать причиной болезни, а хорошее – подвигнуть человека на неожиданные и, вполне возможно, добрые дела.