Кафедра психологии
Мартыненко Наталья Александровна
Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания.
Курсовая работа по психологии по специальности 03100 – «педагогика и психология» (очная форма обучения)
Научный руководитель:
ст. преподаватель Полькина И.П.
Южно-Сахалинск
2007
1.1. Определение понятия «типология личности»……………………….4
1.2.Классификация типов личности……………………………………...6
2.2. Возрастные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.....……………………………………………..19
2.3. Роль взрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..22
2.4. Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа личности…………………………………….27
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………..29
Приложение 1………………………………………………………………31
Приложение 2………………………………………………………………38
Приложение 3………………………………………………………………48
Человеческий опыт или отдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическим образом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой для многочисленных систем типологий. С ранних времен культурной истории делались попытки категоризировать индивидуальные установки и поведенческие образцы (паттерны) для того, чтобы объяснить само различие между людьми.
Наиболее древняя, известная нам система типологии – это система, разработанная восточными астрономами. Они классифицировали характер в терминах четырех тригонов (треугольников), соответствующих четырем элементам – воде, воздуху, земле и огню. Например, воздушный тригон в гороскопе состоит из трех воздушных знаков Зодиака – Водолея, Близнецов, Весов; огненный состоит из Овна, Льва и Стрельца. Согласно этому воззрению, тот, кто родился под этими знаками несет в себе воздушную или огненную стихию и имеет соответствующий темперамент и судьбу; аналогичная картина имеет место для водного и земного тригонов. Эта система в модифицированной форме дожила в астрологии до наших дней.
С этой древней космологической схемой близко соседствует физиологическая типология греческой медицины, согласно которой индивиды были расклассифицированы как флегматики, холерики, меланхолики и сангвиники; она основывалась на определениях секреций тела (флегма, кровь, черня желчь и желтая желчь). Эти описания все еще находятся в общем языковом обиходе, хотя медицински они уже давно вытиснились другими, более современными терминами [1;10].
Тип личности, или просто тип, - это система понимания различных стилей мышления, присущих разным людям. Впервые теория типов личности была разработана швейцарским психологом К. Юнгом. Затем она была значительно развита двумя американками, матерью и дочерью Катарин Бриггс и Изабель Бриггс Маейрс.
Существуют четыре компонента, или «предпочтения», которые образуют тип человека. Вот они:
1) откуда люди получают энергию;
2) какого рода информацию они склонны замечать и запоминать;
3) как они принимают решения;
4) как они организуют мир вокруг себя.
Так как у каждого человека есть склонность к одной из сторон каждого предпочтения, всего возможны 16 различных комбинаций предпочтений. Тип личности – это четырехзначный код, который отражает предпочтения человека в каждом измерении.
Первое предпочтение описывает источник, откуда человек черпает энергию: изнутри, из своих мыслей и впечатлений, или извне, из окружающих его людей и вещей. Это называют интроверсия (I) и экстраверсия (E).
Второе предпочтение определяет, какую информацию человек склонен замечать и запоминать. Предпочтение к сенсорному (S) восприятию означает то, что он фокусируется на настоящем и доверяет только тому, можно измерить и наблюдать непосредственно. Напротив, люди, обладающие интуитивным (N) восприятием, склонны замечать то, что могло бы быть, легко видят возможности и связи между явлениями, они смотрят скорее не на настоящее, а в будущее.
Третье предпочтение типа личности относится к способу принятия решений. Люди, предпочитающие логические (T) суждения, принимают решения аналитически, на основании объективных критериев. Те же, кто предпочитает этические (F) суждения, принимают решения исходя из различных критериев, главным образом, из своей собственной субъективной иерархии ценностей и из того, каким образом их решение скажется на других людях.
Четвертое и последнее предпочтение относится к способу организации мира вокруг себя. Склонность к рациональному (J) означает желание организовать свою жизнь так, чтобы получить чувство контроля над ситуацией. Тяготение же к полюсу иррационализма (P) означает стремление оставлять ситуацию открытой, чтобы иметь возможность реагировать на изменение условий [16;36].
Юнговская типологическая модель.
В то время как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или эмоциональными поведенческими образцами, модель Юнга связана с движением психической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, на котором тот или иной человек более предпочтительно ориентируется в мире.
С этой точки зрения Юнг выделили восемь типологических групп: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство – каждая из которых может действовать либо интровертивным, либо экстравертивным образом.
Интроверсия, пишет Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлективной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции». Соответственно, экстраверсия – «нормально характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью». [5;77]
Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли. Ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительность к бессознательным содержаниям).
Экстравертный мыслительный тип.
Экстравертное мышление обусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие. В случае экстравертного мышления любое суждение строится на критерии, получаемом из внешних условий, т.е. тех, которые передаются традицией или образованием. Согласно Юнгу, экстравертный мыслительный тип – «человек, который имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов». [6;585]. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности, или, соответственно, её объективно ориентированной интеллектуальной формуле, - и при том не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.
Интровертный мыслительный тип.
Мышление в интровертной установке ориентируется, прежде всего, субъективным фактором. Фокусируется ли мыслительный процесс на конкретных или абстрактных объектах, его мотивация исходит изнутри. Интровертное мышление не зависит ни от непосредственного переживания, ни от общественных традиционных идей. Оно не в меньшей степени логично, чем экстравертное мышление, но не мотивируется ни объективной реальностью, ни какими-либо директивами извне.