- сукцессивное (развернутое, последовательное);
- симультанное (свернутое, одномоментное).
По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия:
- внешнее (объективное);
- внутреннее (самовосприятие).
В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия:
- пространства;
- времени;
- движения.
Суть первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации.
Показатель произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным.
Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.
Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.
Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей е поверхности ( сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».
Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением перцептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап – схватывание слогов и целиком слов. Далее – целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций перцептивной информации, одномоментно схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально.
Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной.
Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие. Иначе говоря, восприятие самого себя (включая иногда и отслеживание процессов и состояний организма) есть восприятие своего «Я» (и психического, и физического), или самовосприятие, а восприятие всего остального («не – Я») есть внешнее восприятие. Соответственно такому делению восприятия в психологии выработаны исследовательские методы самонаблюдения и внешнего (объективного) наблюдения. При этом, когда самонаблюдению подлежит только психическая сфера субъекта без охвата ее телесной основы (организма), то точнее говорить о методе интроспекции.
Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.
1.3 Характеристики восприятия
Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.
В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру восприятия. Восприятие характеризуется также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта и образуют группу исходных, первичных свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.
К свойствам более высокого порядка, обусловленным объектами как целостными системами и их отношениями с субъектами восприятия, следует отнести предметность, структурность, целостность и контрастность (постоянство) восприятия.
И наконец, к свойствам, детерминируемым субъектом восприятия, относятся осмысленность, обобщенность и избирательность (целенаправленность) восприятия. Эти характеристики восприятие приобретает благодаря работе сознания как целого, включающего в себя и другие процессы психического отражения (память, мышление, воображение, внимание, эмоции, волю). Тогда восприятие испытывает регулирующее и организующее воздействие со стороны этих процессов. Высшим проявлением зависимости восприятия от самого воспринимающего человека, от особенностей его личности выступает так называемая апперцепция, суть которой будет рассматриваться позже.
Для наглядности перечисленные характеристики восприятия сгруппируем следующим образом.
1. Характеристики, определяемые объектом восприятия (первичные свойства):
- пространственные (способствующие отражению расстояний, направления, ориентации, формы, величины, объемности);
- временные (способствующие отражению длительности, временной последовательности и соразмерности);
- качественные (модальность);
- количественные (интенсивность);
- интеграционные (адекватность).
2. Характеристики, определяемые объектно-субъектными отношениями:
- предметность;
- структурность;
- целостность;
- константность.
3. Характеристики, определяемые субъектом восприятия:
- осмысленность;
- обобщенность;
- избирательность (селективность);
- историчность;
- апперцепция.1
Рассмотрим характеристики восприятия подробнее. Начнем со свойств второй и третьей групп. Первичные свойства восприятия целесообразно изложить в контексте восприятия пространства и времени.
Предметность – это свойство восприятия, позволяющее выделить объект как обособленное в пространстве и времени специфичное физическое тело. Опредмечивание происходит в акте объективизации, то есть отнесения знаний, получаемых их внешнего мира, к этому миру.
Для этого надо выделить данный объект из среды, а потом соотнести его с нею и с миром в целом. Это производится определением контура и границ предмета и его противопоставлением окружающему фону. Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется как бы на две неравные части: четко очерченный, замкнутый в целом, расположенный как будто на переднем плане предмет и более амфорное, неопределенное, расположенное позади предмета неограниченное поле. Воспринимаемая реальность разделяется как бы на два слоя: фигуру и фон (по терминологии гештальтизма).