Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка – это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним появляется отчётливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находятся у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Отрочество – как иногда называют подростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст – это время обострённого стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей.
В возрасте от 10 до 15 лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. Их можно представить и описать следующим образом. В начале периода этого возраста (10-12 лет ) многие подростки (примерно около трети ) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, то есть способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определённых жизненных ситуациях, затем – черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся всё более обобщёнными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться.
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания - так называемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазные яблоки, гипервентиляция лёгких, верчение, кружение и так далее.
Действительно, чем объяснить притягательную для детей силу таких развлечений, как качели, карусель и так далее, от которых кружится голова, нарушается координация движений, изменяется восприятие, а иногда даже тошнит? Как известно, такие же вестибулярные эффекты дает употребление алкоголя – головокружение, тошнота, нарушение координации движений, диплопия (двоение в глазах).
В сложной игровой деятельности («в войну» например) дети любят изображать падение «раненого», «убитого», притворяются «мёртвыми» и тут же «оживают». Известно также, что дети любят «летать» с крыш гаражей, прыгать вниз с невысоких сооружений, делать «перелёты» на верёвке. Кому не знакома такая картина: малыш, нагнувшись и упёршись руками в землю внимательно разглядывает "перевернувшийся" вверх ногами мир? Маленькие дети вообще любят "перевёртыши": чепуху, "неразбериху", весёлое нарушение обычного порядка вещей и так далее. Психологи расценивают это как результат усвоения определённого опыта: то, что ребёнок знает как "не правильно" что-то делать, означает, что он уже знает правила этих действий, а нарушение правил в определённых обстоятельствах доставляет ему удовольствие, радость, смех. Скорее всего, "нарушение правил" в данном контексте свидетельствует о познавательной потребности постоянно выходить из рамок уже познанного, известного в область неисследованную, малознакомую, неструктурированную. Развивающаяся личность не может находиться в рамках уже усвоенных стереотипов, действий, чего-то уже познанного - она всё время стремится выйти из этих рамок. Дети пытаются определить границы сознания и "несознания", поэтому и пробуют самые разнообразные способы опознания этих границ, а также способы испытания своих возможностей оставаться в границах чего-либо. Дети быстро узнают, что во взрослом мире вместо игр, которые в весёлой и радостной форме изменяют сознание, его уровни, переходы с одного уровня на другой, существуют другие способы - "химические", через потребление определённых веществ: алкоголя, табака, кофе, чая, обильной пищи и так далее. Система воспитания детей заставляет их создавать причинно-следственные связи между приёмом пищи и физиологическими ритмами, физиологическими изменениями - ростом тела, между приёмом лекарств и "светлым будущим" и так далее.
По заданной схеме - пища, питие, лекарства что-то делают с человеком - дети и узнают о действии алкоголя на поведение, настроение, сознание взрослых без всякого объяснения.
Детей знакомят со сказками, легендами, эпосом, мифами, где герой получает богатырскую силу, бессмертие, непобедимость и неотразимость за счёт особого, "божественного" магического напитка. А в некоторых легендах и эпосах таким напитком является вино и пиво; например, Илью Муромца калики перехожие излечивают, а заодно и дают богатырскую силу пивом. В сказках пиво, вино и другие бодрящие напитки олицетворяю жизненную силу природы, весеннего дождя, посланного богами для пробуждения природы от зимней спячки, дарующего земле плодородие.
Следующее замечание касается того "глубокого" психического опыта, на основе которого в будущем может формироваться мотивация потребления алкоголя. Например, один из "алкогольных мифов" у подростков - выпивка делает человека смелее, активней, "сильнее", "взрослее" и так далее.
Эти "первичные знания" о действии алкоголя на психику неотделимо у детей от экспериментирования с уровнями сознания. Например, можно часто наблюдать имитацию поведения опьяневшего человека 6-8-летних детей в игровой деятельности в естественных условиях.
Дети постарше пробуют сознательно изменить состояние сознания путём надавливания на сонные артерии, на область солнечного сплетения. Используются и некоторые приёмы гипнотизации.
У детей распространена реакция "защитного ступора" или "одеревенелость" - она возникает в сложной для них ситуации. Чаще всего в ситуации конфликтных, конкурирующих требований, исходящих от родителей, у которых мнения относительно ребёнка резко расходятся. Выходом из конфликта является "ступор" или "одеревенелость" (отрицание).
Считается, что психическое состояние изменения сознания, подобное "защитному ступору", может быть воспроизведено с помощью выпивки. Само вхождение в состояние, похоже на детское состояние "защитного ступора", может по законам ассоциации вызывать в памяти воспоминания о психотравмирующем опыте, который необязательно осознаётся, но влияет на эмоциональные процессы у пьющего. Одновременно с этим процессом идёт другой - активизация фантазии и воображения, содержание которых отражает преодоление психотравмы и негативных эмоций. Считается, что эти фантазии в дальнейшем и приобретают свойства неосознанного мотива приёма алкоголя.
В основном речь идёт о таких свойствах, как нервозность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля над своим поведением, неумение удовлетворить свои потребности, ложная система ценностей. Подростки, у которых под влиянием семьи, школы или ровесников сформировался подобный тип личности, обычно выдвигают завышенные требования. Они стремятся к максимализации условий своей жизни и успехов, их отличает расхождение между целями, амбициями и желаниями, с одной стороны, и возможности их достижения и удовлетворения – с другой. Этим молодым людям недостаёт умения сосуществовать с другими людьми. Они болезненно впечатлительны, как правило, боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психических процессов. Эти качества считают слабостью и стыдятся их, поэтому такие подростки стараются казаться сильными, навязывая другим свою волю, сами же проявляют недостаточную стойкость перед различными неудачами, хотя тщательно скрывают это. Они не умеют смиряться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстро впадают в уныние.
Эти черты мешают молодым людям в осуществлении их стремлений. Они очень болезненно переживают постоянную неудовлетворённость своих потребностей и недостаток собственных достижений и успехов. Чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они занимают вызывающую, агрессивную, бунтарскую и строптивую позицию или же, вместо того, чтобы преодолевать трудности отступают, избегая их.
Особо благоприятствует возникновению алкогольного влечения развивающаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных трудностей.
Откуда же берутся эти черты? Они формируются неосознанно и главным образом по вине взрослых.
Их зарождение начинается еще в процессе внутриутробного развития человека. Так считает Станислав Грофф, который описал перинатальный период развития психики как 4 базовые перинатальные матрицы: