Смекни!
smekni.com

Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условиях туристско–краеведческой деятельности (стр. 4 из 9)

Схема наглядно иллюстрирует основные координаты / условия формирования «Образа Я» подростка: в каждом из частично автономных пространств коммуникации и взаимодействия подросток сталкивается с образцами поведения / переживания, проблемами взросления и самоопределения. Все эти связи и отношения являются предметом работы педагогов клуба – педагогов дополнительного образования, организаторов КД, наставников, а также методистов, психологов и т.д. Схематизация четырёх измерений, позволяет, если брать их как проблемы подростка и факторы становления его «Образа Я», создавать конкретные планы работ, исходя именно из его интересов, а не только из специализации руководителя кружка.

Эти ответы помогают иначе взглянуть на главнейшую проблему современной педагогической антропологии – конфликт в подростковом сознании осознанных проектов себя и бессознательных – «теневых» проектов, на существование которых указывает Эрих Фромм. Он однозначно фиксирует, что осознанные проекты, связанные с ценностями индивидуальной независимости, потребности в любви и признании, в сострадании, вере и надежде, и т.п. излишне идеологизированны, заговорены. Эти «самопроектам», которые по мнению взрослых, обязательно должны исповедоваться молодёжью, противостоят «бессознательные» проекты, основанные на притяжениях собственничества, безразмерного потребления, высокого общественного положения любой ценой, развлечений каждый день, сильных и всё более необычных ощущений и т.д. «Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными – с другой, опустошает личность. Вынужденный действовать не так, как его учили, и приверженность к чему он исповедует, человек испытывает чувство вины, подозрительность к себе и другим. Это то самое несоответствие, которое подметило наше молодое поколение и против которого заняло бескомпромиссную позицию». (Э.Фромм).

Попадание педагогического воздействия в «яблочко» именно бессознательных и действенных «идеалов и авторитетов», их критическая реконструкция – обсуждение, спор, полемика – в группе, публичное отстаивание различных позиций на основе их прояснения (ответ на вопросы о самопроектах) – путь к формированию социально позитивного «Образа Я» подростка. Поэтому следует ещё раз подчеркнуть, что для формирования «Образа Я» важны не только взрослые, но и сверстники. «В подрастковом возрасте, - подчёркивает Р.Бернс, именно группа сверстников, а не семья выступают в качестве источника обратной связи. Внешне обезличенные стандарты и социальные нормы оказывают неизмеримо меньшее влияние на индивида по сравнению с межличностными отношениями».

Приходя в клуб, подросток сталкивается с различными репертуарами (повествованиями) описывающими как неповторимые и уникальны «Образы Я» каждого, их предполагающими, так и их диалогические отношения.

Многослойные обмены репертуарно-ролевыми (повествовательными) наборами, особенно в разновозрастных группах, а так же позиционно-ролевыми пробами отношений рано или поздно становится для него делом привычным. Повседневность этих обменов – оклики и отклики – постепенно кристаллизуются в закреплённых за репертуарными ролях, поскольку каждой роли в группе принадлежит свой типичный репертуар (мы уже упоминали, что функциональное единство «роль-репертуар» образует позицию). И когда происходит соединение репертуаров в роли, когда подросток в состоянии занять типичную для данной группы позицию «обобщённого другого» (так позиция лидера может поочередно заниматься разными подростками), тогда возникает потребность в со организации: ясность и четкость понимания групповых позиций, существующих «как бы самих по себе» – критерий коллективности, организационного, т.е. социального творчества (и самоизменения, иной трактовки четырёх составляющих Образа Я). Клуб КВ перерастает в клуб КИ и далее - в КС.

Ясно, что первичной объединяющей в «клубность» бессознательной установкой может быть «расплывчатый интерес» к притягательности общения, энергетика полового созревания, «общий враг» – некие «они», родители, другие группировки подростков и т.д. Коллектив начинается со смещения интереса с «врага» на реконструкцию собственных взаимоотношений (со-дружбы) и социальных условий её закрепления – на коллективную совместную деятельность и далее – на заботу друг о друге и клубе.

Принцип диалога Образов Я в средовом контексте клубного социума – это переформулировка принципа единства адаптации, обучения и воспитания, личностного роста и социализации как со-организованного образования. Любая педагогика является не только набором методических приёмов, но реализацией стратегии образования в конкретных социальных обстоятельствах: педагогика – это рефлексивная реакция на социальный заказ, формирующий тип образования, ангажемент на тип образованности. В социальном и культурном контексте клубной работы образовательная практика совпадает с педагогикой социально-клубной работы. Социальная педагогика как антропология воспитания, т.е. диалога Образов Я, обретает конструктивное значение в качестве со-организованного социального творчества – создания клубного уклада новых образцов образования и культуры, норм деятельности и согласительного диалога, общения и переживания себя, методов управления и самоуправления, способов взаимодействия, сотрудничества и содружества в клубной организованности, сборка всех тех антропологических реальностей, которые обеспечивают условия лидерского самостановления личности.

Такая педагогика противостоит трансляционной педагогике урока, ориентированной на нормативно-информативное усвоение предзаданных образцов, когда образование редуцируется к обучению, а проблемы социализации и адаптации остаются «вневедомственными». Это различие принципиально для строительства отраслевых рамок социально-клубной работы.

Переход от образа Я к диалогу различно-уникальных Образцов и, далее, к результату обменов-диалогов, взятому как конструирование клуба, фиксирует один момент, связанный с адаптирующим, активно приспосабливающим, активно изменяющим среду клуба взаимодействием индивидуальностей детей и взрослых. Идеология клубности требует учёта другого воспитывающего воздействия: не только индивид воспитывает группу, но и группа воспитывает индивида, социализируя его как члена клуба. Категория «обмен» как раз и отражает взаимодействие двух субъектов, двух рядов представлений, реально существующих как клуб – как «клубящаяся» реальность Образов Я, персонализированных в индивидуальных телах, которая пересекается и коммуникациирует с реальностью коллектива, сознанием и самопредставлением (самоописанием и самопроектированием) группы как «клубности» и реальности уклада, чьё самостоятельное существование несомненно.

Образ клуба, его Уклад больше или значимей составляющих его частей: совокупный эффект общины (атмосфера, дух, нормы коллектива, дозволенные – недозволенные образцы общения) составляет всё то, что мы называем «воспитание средствами коллективных коммуникаций». Социализация и возможна как коммуно- и социотерапия индивида.

Не секрет, что подростки и педагог идут в клуб за теплом, участием и пониманием, коих они лишены в семье, школе, не говоря уже об улице. Диалог, обмен, коммуникация образцами и «Образами Я» других в условиях свободно созидаемой социальной организованности и общинно-коммуникативного пространства клубности – один из факторов позитивного закрепления у человека Я-концепции и собственного Образа. Поэтому воспитание не может не быть сценарно-событийным и организованным: воспитание и самовоспитание в подростковом клубе - это организация значимых для детско-взрослой коллективности событий как коллективных творческих дел, творящих сам клуб.

Проектирование и конструирование клуба (клубности) есть система воспитательных воздействий на личность средствами индивидуальных и коллективных коммуникаций, обменов ролями и позициями в группе с целью актуализации и проблематизации присущих им «Образов Я», смены форм восприятия и осознания жизни. Интегративный результат здесь один – новые формы социально-коммуникативной компетентности молодых и взрослых, являющиеся прототипами новой социальности, общего всем нам будущего.

«Хорошее в человеке приходится проектировать и педагог обязан это делать». «Воспитывать человека – значит воспитать у него перспективные пути». Эти две цитаты из наследия А.С.Макаренко характеризует не только становление Образа Я, но и клуба как социальной реальности. Макаренко учил, что коллектив развивается в три этапа – «диктаторски», когда воспитатель сам организовывает события, дисциплинарно распределяя исполнительские функции среди воспитуемых; когда воспитание «делится с активом» – роли и функции распределяются совместно с избранным ядром; третий этап – «самоуправление». Завершающий этап для становления клубного коллектива самый важный, поскольку группа сама ответственно проектирует собственное будущее, сообразуясь с интересами (образами Я) друг друга. Терапия, исцеление (целое – цель-целение) личности и группы общим делом, коллективным проектированием и целеполаганием, которое осуществляют в клубе разновозрастные дети, причем с участием взрослых и на равных – это и есть самоуправление как обмен ответственностями. Идеологический принцип коммунотерапии опирается на наследие СШацкого, И.Иванова, К.Лоуренса и других педагогов, отстаивающих социальную педагогику партнерства, сотрудничества, диалога позициями Взрослых – педагогику ответственности и социального творчества.

Мы рассмотрели три принципа педагогической антропологии:

-Образ Я (образование и воспитание как сообразование себя с образцами, прототипами, идеалом и своими границами);

-диалог уникальных сознаний (обмен репертуарами и ролями как социальными позициями при сохранении собственной уникальности);