Смекни!
smekni.com

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра (стр. 10 из 13)

2.2 Обоснование технологии социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

Воспитание посредством фольклорного искусства должно рассматриваться в общем контексте воспитания.

Необходимо учитывать характер современной культуры во всей ее противоречивости и сложности.

В развитии у детей коммуникативных навыков одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий.

Задачи коммуникативного воспитания требуют тщательного планирования и учета всей работы, чтобы установить связь между всеми видами коммуникативных умений и формами организации общения, обеспечить последовательность и успешность развития коммуникативных навыков каждого ребенка.

Фольклорная работе имеет разнообразные формы: кружковая работа (изготовление народных инструментов, конструирование костюмов, создание национальных украшений, и т.п.), фольклорные развлечения (календарные праздничные игры, старинные народные игры), изучение исторического фольклорного наследия, посещение концертов и т.д. В планировании следует предусмотреть эти своеобразные направления, так как все они оказывают влияние на формирование коммуникативных навыков. Некоторые формы работы планируются систематически (работа фольклорных коллективов, кружков по изучению народного творчества), другие носят эпизодический характер (посещение концертов, встречи с народными исполнителями, праздничные фольклорные мероприятия).

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков продумывается и составляется педагогом-воспитателем, социальным педагогом, художественным руководителем с учетом поставленных воспитательных задач. На основе перспективного плана составляются календарные планы – планы отдельных мероприятий.

При планировании необходимо учитывать разные формы работы и разные виды построения отдельных форм, их различные варианты.

Нужно помнить, что планирование и систематический учет результатов – необходимое условие организации продуманного воспитательного процесса. Ведь мы говорим о фольклорной работе, как о процессе социального воспитания.

Для того чтобы работа была наиболее эффективной, следует максимально разнообразить ее формы. В нашей работе мы можем предложить следующие формы организации собственно творческой фольклорной работы, направленной на развитие у детей умений налаживать контакты со сверстниками взрослыми.

1) Создание детских фольклорных коллективов: песенных, танцевальных, инструментальных, театральных.

2) Организация детьми выставок и музеев народного творчества различной направленности («Музей народного костюма», «Музей народных инструментов», «Музей народных праздников» и т.п.).

3) Участие детских фольклорных коллективов в массовых мероприятиях на правах, равных со взрослыми коллективами.

4) Организация и проведения фольклорных фестивалей: песенных, фестивалей народного танца, фестивалей народных игр и игрушек.

5) Изучение фольклорных традиций и обычаев своего края (города, района, поселка и т.п.), краеведческая деятельность, направленная на решение данной задачи.

6) Знакомство с народными промыслами и мастерами.

7) Собирание и воспроизведение народных праздничных обрядов (календарных, свадебных и т.п.).

8) Изучение теории фольклора.

9) Проведение конкурсов самодеятельного художественного творчества.

При организации практической деятельности досуговый центр должен руководствоваться следующими принципами:

– принцип добровольности: дети сами выбирают форму занятий в творческих фольклорных объединениях;

– принцип общественной направленности: содержание работы фольклорных коллективов, кружков должно быть связано с творчеством народа, его традициями;

– принцип инициативы и самодеятельности: развитие самодеятельности при педагогическом и творческом руководстве;

– принцип развития детского творчества;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: задачи и содержание занятий должны соответствовать возможностям и интересам детей младшего школьного возраста.

Деятельность досугового центра должна строится на следующих принципах:

– свободного развития личности;

– гуманистического характера воспитательного процесса;

– приоритета общечеловеческих ценностей;

– учета культурно-исторических и национальных традиций;

– общедоступности и адаптивности реализуемых программ.

Таким образом, для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей посредством приобщения их к фольклорному искусству, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести ее систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Кроме собственно творческой работы социальный педагог должен использовать различные специальные технологии, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

За основу работы по развитию коммуникационных навыков была принята теория связной речи Н.И. Жинкина и Т.А. Ладыженской. В этой теории вычленены те специальные умения, которым надо учить младших школьников, развивая навыки связной речи, и которые должны помочь говорящему, создавая текст, реализовать как можно лучше свой замысел.

Это следующие коммуникативные умения:

Умение раскрывать тему высказывания.

Умение раскрывать основную мысль высказывания.

Умение собирать материал к высказыванию.

Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.

Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

Т.А. Ладыженская указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нем главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умение систематизировать материал определяет логичность, последовательность высказывания.

Могут быть использованы на репетициях ансамбля ролевые игры, речевые ситуации (как созданные специально в соответствии с целями и задачами занятия, так и взятые непосредственно из жизни), разножанровые высказывания, речевые импровизации. Также актуальны метод конструирования текста (словарная работа, конструирование словосочетаний, предложений), имитационный, основанный на подражании, действии по образцу.

Рассмотрим некоторые приемы работы над развитием коммуникативных навыков.

1. Построение рассуждений по схеме.


потому что

так как

2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.

Что за уха!… Вкуснотища!

Ну и жадный ты, мишка! Ну и прожорливый!

Какие листья чудесные!

Какая же у него картина получилась!

Вот это рыба! Рыба так рыба!

Как он красив!

Какой это был вкусный чай!

3. Продолжите ряд:

Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;

идет, начинается, …, ….

Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;

розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;

шумит, бурлит, плещется, …, ….

4. Языковые игры. «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.

Как вариант этой дидактической игры является составление предложений на определенную тему, например, «Снег».

В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.

Упражнение № 1. «Ролевое общение».

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?

Упражнение № 2. «Передача чувств».

Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Упражнение № 3. «Сильные стороны».

Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?

Упражнение № 4. «Эмпатия».

Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.

Упражнение №5. «Через стекло».

Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое.