Смекни!
smekni.com

Формирование сплоченности коллектива (стр. 3 из 5)

7. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.

8. Ритуал прощания.

Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.


Занятие 4.

Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.

1. Приветствие.

2. «Спиной к спине».

Каждый игрок выбирает партнера, который вызывает у него интерес. Партнеры становятся спиной к спине (или садятся таким образом на пол). Важно, чтобы их спины соприкасались, от предплечий до крестца. Объясните участникам, что эта игра на «отражение»: один делает спиной разные движения, а другой повторяет их как можно точнее. В первом раунде инициативу проявляет партнер меньшего роста. Движения, которые он выполняет, должны быть медленными, чтобы второму игроку было легко следовать за ними. После того как работа стала более или менее слаженной и партнерам удалось достаточно раскрепоститься, первый игрок может делать чуть более быстрые и экстравагантные движения. Участники не должны переговариваться. На выполнение задания отводится 2 минуты. Во втором раунде инициативу перехватывает второй партнер (2 минуты). В конце игры партнеры обсуждают полученный опыт: что получалось хорошо, что не совсем удалось, что было неожиданным, насколько гибким и изобретательным был партнер?

3. «Машина с характером».

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действия игрока №1. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «ах, ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «ах», разводить руками, а при заключительном «ох», один раз подпрыгнуть. Он может при этом встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «ау», причем для своего «ау» выбрать момент между «ах» и «ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а так же придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все члены группы, Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранной группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться. Подведите итоги игры: смогла ли группа создать интересную машину? Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? Как вы продумывали свои действия? Трудно ли было придерживаться одного ритма и темпа работы? Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? Трудно ли было разобрать машину? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать?

4. «Любопытная история»

Необходимо бумага и карандаш для каждого игрока. Цель игры: мини- команды должны сочинить историю, задействовав вою фантазию. Каждый игрок на карточке пишет любое слово, пришедшее на ум. Это может быть существительное, глагол, прилагательное, наречие. Карточки складываются, помещаются в коробку и перемешиваются. Каждый участник вытаскивает карточку, но не смотрит, что на ней написано. Группы делятся на команды по 4 человека в каждой. Теперь членам команды предстоит объединиться и сочинить историю так, чтобы в ней были использованы все слова, имеющихся у них карточек. Объем текста приблизительно страница. Готовые истории должны быть названы и представлены в письменном виде (30 минут). После этого команды собираются вместе и зачитывают свои историю. В конце игры подводятся итоги: какие слова было трудно включить в рассказ? Каким было настроение в команде во время работы? Доставило удовольствие каждому участнику творить вместе с другими?

5.Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.

6.Ритуал прощания.

Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.


Занятие 5.

Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.

1. Приветствие.

2. «Карнавал зверей»

«Я хочу вам предложить игру, в которой вы станете одним из животных. У этих животных разные голоса: у одних скорее тихий, у других - громкий, звонкий, глухой и т. д. Сначала мы вместе попробуем изобразить эти голоса: какой голос у комара? Какой голос у змеи? Какой голос у кошки? Какой голос у волка? Какой голос у филина? Какой голос у филина? Какой голос у медведя?

Теперь мы знаем голоса этих 7 животных. Встаньте в большой круг. Вы должны выбрать, каким именно животным вы будете. Чтобы облегчить вам выбор, давайте еще раз послушаем голоса животных, н в обратном порядке. Один из вас должен изображать голос животного. Кто из вас прорычит голосом медведя? Помяукает кошкой? Поухает, как филин? Пропищит комаром? Прошипит змеей? Поквакает, как лягушка? Провоет волком? А теперь выберете, каким зверем вы будете. Закройте глаза и в течение 10 секунд походите по комнате в молчании. Двигайтесь медленно, стараясь не натыкаться друг на друга.

Теперь произведите голос вашего животного. Используйте этот голос как призывной клич, поскольку ваша цель – найти всех животных вашего вида. Не открывая глаз и чутко прислушиваясь, найдите тех членов группы, которые выбрали себе тоже животное, что и вы. Если же вы нашли «животное» с тем же голосом, дайте ему руку, идите дальше вместе, слушайте голоса других, чтобы найти своих «соплеменников». У вас 2 минуты, чтобы найти родственников».


3. «Красная шапочка и серый волк».

Группа образовывает круг. Красной шапочкой будет теннисный мячик, который они должны будут передавать по кругу друг другу, от первого игрока к следующему. Красная шапочка бежит от Волка, который подойдет немного позже. Покажите мне, как Красная шапочка спасается бегством… Теперь подойдет Злой Волк, им будет чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой Волк упорно бежит в том же направлении за Красной шапочкой. Если он настигнет Красную шапочку, то она должна будет повернуться кругом и продолжить свое бегство в другую сторону. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого, он просто кричит «Поворачивай!» Тогда Волк изменит направление своего движения и Красная шапочка тоже должна изменить направление бега. Вы поняли, как все происходит? Можно усложнить упражнение: пусть в бегство от «Волка» - две «Красные шапочки». Их задача - убегать только от «волка», между собой они могут сколько угодно пересекаться.

4. «Круг доверия».

Отодвинуть в сторону столы и стулья, освободить место для упражнения. Цель игры: проверить готовность членов группы обращаться друг с другом с уважением. Группа выстраивается в большой круг. Предложите участникам закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в очень медленном темпе. Когда группа успешно справиться с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться намного быстрее. Чем быстрее они идут. Тем осторожнее приходиться быть. Призовите участников быть максимально внимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Это упражнение показывает, что по жизни можно идти по - разному (вовсе не обязательно во что бы то не стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

5. «Абстрактные картинки».

Понадобятся несколько больших листов плотной бумаги, фломастеры. Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек. Каждая команда группируется перед листом ватмана, который лежит на полу. Игроки команды должны все вместе нарисовать картину, причем участие каждого обязательно. Разрешается использовать только определенные геометрические фигуры или прямые линии. Каждый должен решить для себя, каков будет его вклад в общую композицию – круг любого размера или же прямые линии также любой длины. Игроки рисуют поочередно, при этом, каждый «новый художник» должен ориентироваться на то, что уже нарисовал его предшественник.