Таковы основы символики женского в народной культуре. Это понятие передавалось ребенку в виде куклы, в виде костюма. Кукол часто дарили на свадьбу, они считались символом девичьей красоты, хранительницами домашнего очага. Существенное значение для передачи традиции имели игры детей с куклами, например, игра в свадьбу.
«Куклы-мужчины были очень условны, они напоминали скорее знаки кукол». [35, 61]
Основная игрушка мальчика – это конь, т.к. это животное для наших предков было и верным соратником в битвах, и выносливым помощником во всех крестьянских заботах. «И со времен былинных богатырских мог сказать каждый ратник и оратай: «Добрый конь подо мною – Господь надо мною».
А связь этого благородного животного со сверхъестественными силами была замечена еще русичами-язычниками. И именно поэтому любое изображение коня в крестьянском быту стало носить сакральный смысл, символизируя собой образ Солнца, образ бога Хорса. А у крестьянских детей той поры неизменными спутниками деревянного коня были игрушечная соха и борона, приобщающие мальчиков к будущему труду хлебопашца». [16, 102]
Таковы основы символики мужского в народной культуре. Это понятие «пахаря», «кормильца» передавалось в виде игрушки (куклы, коня).
Итак, кукла, как и другие игрушки, - «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами.
Через куклу происходит освоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру, формирование в дочке матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага, формирование в сыне необходимых черт хозяина, кормильца, вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем собственного участия в изготовлении игрушек с самого малого возраста, а главное – воспитание творческого отношения к миру. Традиционная кукла напоминает людям о том, что кроме роботов и компьютеров есть высокая простота жизни человека в гармонии с природой, что это необходимая основа для полноценного бытия на земле». [21, 125]
Самые прозорливые из современных «нянь» – руководители детских студий, педагоги, мастера – справедливо рассматривают традиционную куклу как незаменимый материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребенка». [33, 14]
Дистервег считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, а также всю современную культуру страны, являющейся родиной ребенка. Сегодня смоделировать условия, где бы ребенок впитывал традиционную культуру вместе с окружающей природой, действительностью, языком практически невозможно. Современному человеку нужен иной путь вхождения в фольклор, народную культуру, как бы со стороны.
В кружках прикладного творчества и фольклорных ансамблях занимается лишь небольшое количество детей. Рассказы бабушек о народной культуре, быте деревни играют важную роль в воспитании ребенка. Постепенно дети начинают запоминать не только то, чем занимались в праздник, но и как выполняли то или иное действие. Таким образом, учащимся материал доступен.
Итак, анализ литературы по проблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства, произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесс социализации ребенка.
Кроме того, следует сказать, что постоянный процесс смены культурных явлений отражается и на детской игре и игрушке. Значительная часть детских игр является имитацией эпизодов семейной и общественной жизни.
Содержание программы тренинга содержит три блока.
Цель программы: расширение представлений детей о народной художественной культуре; устранение искажений стереотипов поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи:
1. Формирование интереса к произведениям народной художественной культуры;
2. Расширение знаний детей о родном городе;
3. Развитие умений понимать и ценить народное творчество;
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Создание положительного эмоционального настроения.
Содержание программы:
Блок 1.«Мальчик и девочка» (совместная деятельность и культура общения полов).
Цель: Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Тематика занятий:
1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).
2. Умение держать себя (нравиться).
3. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).
Возможные типы заданий:
1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т.д. Выразительные движения тела и мимика лица.
2. Игры на развитие умения познакомиться, умения держать себя, правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.
Блок 2. «Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей».
Цель: Познакомить детей с тем, что вещи в народном быту имели символическое, защитное значение, через них народ выражал свои знания и представления об устройстве мироздания. Эти знания были сложными, глубокими и уважаемыми. Именно с этим связано то, что вещи создавались мастерами не по личному предпочтению, а по строгим правилам. Из поколения в поколение передавались приемы работы, символические цвета, символы узоров и т.д.
Тематика занятий.
- Художественная обработка материалов: Туес из бересты; Деревянные игрушечные кони; Конь-качалка; Народная кукла; Игрушки наших предков: шаркунок.
Возможные типы заданий.
1. Сделать куклу-оберег, чтобы ее можно было подарить. Подобрать соответствующую одежду.
2. Подобрать костюм для бумажной куклы из цветной бумаги. После изготовления народной куклы предложить беседу. Примерные вопросы:
-Почему именно такую куклу сделал(а)?
-Кто будет играть с ней (девочка или мальчик)?
-Какую судьбу она предрекает девочке или мальчику?
-Видел(а) ли когда-нибудь раньше такую куклу? Где? Есть ли дома?
-Какая это кукла: взрослая или ребенок?
-Чем она занимается?
-Кому бы ты хотел(а) подарить эту куклу?
-Если бы у тебя были дети, какие бы куклы ты подарил(а)?
-Какую бы ты подарил(а) куклу при рождении девочки, мальчика, чтобы было оберегом?
Блок 3. «Мастера г. Барнаула».
Цель: познакомить детей с творчеством талантливых людей, с историей города.
Обзор программы:
Раздел (блок) | Темы занятий | Кол-во часов |
1. Мальчик и девочка(совместная деятельность и культура общения полов). | 1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).3. Умение держать себя (нравиться).4. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.). | 111 |
2. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символы вещей. | 1. Художественная обработка материалов:- Туес из бересты.- Деревянные игрушечные кони. Конь-качалка.- Народная кукла.- Игрушки наших предков: шаркун. | 2222 |
3. Мастера г. Барнаула | 1. Познавая прошлое – лучше ценить настоящее (история г. Барнаула).2. Таланты Барнаула (о знаменитых людях нашего города).3. Где она – там козуля и частушка (о мастерах-народниках).4. Посещение концерта русской народной песни). | 3322 |
Итого: | 21 |
В основе программы лежит игровая деятельность детей, т.к. это один из основных видов деятельности младших школьников. Поэтому необходимо в структуру занятий включать игровые моменты. Например, можно провести игру «Посиделки», используя изготовленные детьми куклы (тряпичные, соломенные, из ниток) и т.п.
Разработанная программа помогает корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения, а также позволяет узнать много нового о забытом прошлом. Дети узнают, какие традиции существовали в народной культуре, тем самым их жизненный опыт станет богаче.
Анализ литературы по проблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства, произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесс социализации ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что полоролевая социализация в ее современном виде приводит к «парадоксальным результатам»: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.
Важным компонентом народно-художественной культуры является игрушка, «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами. Через игрушку происходит освоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру.