Всякое «сопротивление» пациентки будет сломлено врачом, по условию их официального контракта. Сексуальные чувства – а других аналитик и не предполагает – тоже естественным образом встроены в теорию психоанализа под наукообразным термином трансфер – перенос любовной страсти пациентки на аналитика. В «Этическом кодексе» говорится: «Терапевтические отношения между пациентом и психоаналитиком основываются на доверии и обоюдном информированном согласии... Психоаналитик должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств, адекватно объяснить суть реальных и терапевтических отношений». Неужели кто-то думает, что опытный аналитик не сможет «в тактичной форме достичь согласия»? Очень даже сможет, а пациентка за эти его старания перечислит на его счет кругленькую сумму.
Фрейд в «Заметках о любви в перенесении» специально рассмотрел случай, «когда пациентка делает совершенно определенные намеки или прямо заявляет, что, как любая смертная женщина, влюбилась в анализирующего ее врача»[9]. Автор потратил три страницы на обсуждение вопроса: «как должен вести себя аналитик, чтобы не потерпеть неудачи при таком положении, если для него несомненно, что лечение необходимо продолжить, несмотря на такое любовное перенесение, а поэтому перешагнуть через него?» Затем твердо сказал: «аналитик никогда и никоем образом не должен отвечать на предлагаемую ему нежность или принимать ее. Наоборот, он должен считать момент подходящим для того, чтобы отстаивать перед влюбленной женщиной нравственные требования и необходимость отказа; добиваться от нее, чтобы она прекратила свои требования и продолжала аналитическую работу, преодолев животную часть своего Я»[10].
Не секрет, что из всех бессознательных импульсов Фрейд особо выделял сексуальные (недаром термин «либидо» стал восприниматься именно в этом контексте). Профессор часто любил цитировать слова Шиллера: «Любовь и голод правят миром», – подразумевая под этим, прежде всего секс и инстинкт самосохранения. Не знаю, по каким психоаналитическим причинам Фрейд столько внимания уделил первому «правителю», но именно пристальное внимание психоанализа к сексуальной сфере сделало психоанализ модным и скандальным. Чего стоит только утверждение об изначальной бисексуальности человека, или открытие пресловутого Эдипова комплекса? Использовав для термина миф о царе Эдипе, по незнанию женившегося на своей матери и убившего своего отца, профессор наградил этим «грехом»… невинных младенцев! Фрейд заявил, что каждый ребенок бессознательно испытывает сексуальную тягу к родителю противоположного пола и агрессию к однополому родителю (позднее для девочек был придуман отдельный термин – «комплекс Электры»).
Сексуальные импульсы могут быть перенаправлены и на другие цели (будь то творчество или революционная борьба), что и было названо «сублимацией». Недаром отец психоанализа одним из первых стал рассматривать через призму психоанализа не только непосредственно психику, но и произведения искусства и даже религию. До сих пор можно найти немало статей (как ироничных, так и вполне серьезных) об Эдиповом комплексе в произведениях Кафки или фаллическом символизме «Буратино».
За сто лет теория Фрейда часто подвергалась ревизии. Против некоторых утверждений профессора выступали даже сторонники психоанализа (например, К. Юнг и Э. Фромм, создавшие свои собственные теории). Сегодня большинство психологов отрицают Эдипов комплекс и вообще считают, что Фрейд переоценил влияние секса на психику человека. Однако фрейдизм давно уже перестал быть чистой наукой, превратившись в настоящее культурное явление. С этим нужно считаться, не забывая, однако, и известный анекдот, где усталый Фрейд отвечает назойливой пациентке, что «банан – это иногда просто банан».
И в заключение отметим, что, не смотря на все споры, критику и полемику вокруг теории Фрейда и самого Фрейда, нельзя не оценить влияние Фрейда на развитие медицины: он взорвал строгую границу между науками о природе и духе. Возможно, что стремление к ее развитию существовало и раньше, но фактическое осуществление потребовало появления личности такой значимости, как Фрейд.
Литература
1. Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. //М.: Издатель Акимова, 2005.
2. Акимов О.Е. Психология познания. Удод. //М.: Издатель Акимова, 2004.
3. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. //М.: Гуманитарий, 1996.
4. Мекаччи Л. Случай Мэрилин М. и другие провалы психоанализа. //М.: Смысл, 2004.
5. Реньяр П. Умственные эпидемии. //М.: Emergency Exit, 2004.
6. Фрейд З. Заметки о любви в перенесении. Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. //М.: МПСИ, 2000.
7. Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии. //СПб, 2005.
8. Фрейд З. Толкование сновидений. //Мн.: Попурри, 1997.
9. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности //Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1989.
[1] Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. — М.: Издатель Акимова, 2005.
[2] Акимов О.Е. Психология познания. Удод. — М.: Издатель Акимова, 2004.
[3] Акимов О.Е. Психология познания. Удод. — М.: Издатель Акимова, 2004.
[4]Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии. //СПб, 2005.(гл. 3)
[5] Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн.: Попурри, 1997, с. 286
[6] Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн.: Попурри, 1997, с. 291-292
[7] Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности /Психология бессознательного: М.: Просвещение, 1989.
[8] Акимов О.Е. Психология познания. Удод. — М.: Издатель Акимова, 2004.
[9] Фрейд З. Заметки о любви в перенесении / Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М.: МПСИ, 2000.
[10] Фрейд З. Заметки о любви в перенесении / Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М.: МПСИ, 2000.