Смекни!
smekni.com

Характеристика рефлексии студентов ВУЗа (стр. 3 из 12)

Учитывая междисциплинарный характер проблем, связанных с рефлексией, можно сказать, что в зависимости от той области, в которой проводится психологическое или любое другое исследо­вание, выделяется та, или иная грань рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. Столь широкий спектр исследований в облас­ти рефлексии обусловлен тем, что рефлексивные процессы вклю­чены в регуляцию практически всех сфер человеческой активно­сти. Последнее свидетельствует о важности изучения этого базис­ного, основополагающего свойства, а также о малоперспективности использования традиционного аналитического подхода к его изучению.

Вместе с тем обширное использование знаний о рефлексии пси­хологами в теоретических и прикладных исследованиях самых раз­ных психических явлений, а также несомненная практическая зна­чимость этих знаний и недостаточная разработанность этого понятия диктуют необходимость интенсификации исследований рефлексии. При этом приходится, однако, учитывать специфику рефлексии как предмета научного исследования и своеобразие данной проблемы в целом. Специфичность понятия рефлексии состоит в том, что оно фактически имеет статус общенаучной категории. Кроме того, в структуре этой комплексной проблемы, а также в истории ее возникновения и раз­вития наиболее сильны философские традиции разработки, а абст­рактно-философский подход к ее изучению все еще доминирует над конкретно-научными исследованиями [91].

По нашему мнению, проблему рефлексии необходимо трактовать как междисциплинарную, комплексную не только в традиционном смысле этого слова. Она является также и междисциплинарной внутрипсихологической проблемой: последнее означает, что она реально разрабатывается не в какой-либо одной, а сразу в нескольких психо­логических дисциплинах. В этом отношении необходимо различать два значения самого словосочетания «рефлексия как общепсихологическая проблема». С одной стороны, оно означает, что рефлексия является предметом изучения в общей психологии и, более того, что этой фундаментальной дисциплине принадлежит (и должна при­надлежать!) лидирующая роль в разработке рефлексивной проблема­тики. С другой стороны, это означает, что проблема рефлексии явля­ется общей для многих психологических дисциплин.

Из-за исключительной сложности и специфичности свойства рефлексивности материал, касающийся проблематики рефлексии, также является крайне разнородным и мало структурированным. Очень труд­но выделить какую-то единую, общепринятую концепцию, которой можно было бы придерживаться в разработке проблемы реф­лексивности.

Одним из наиболее показательных с точки зрения логики разви­тия проблемы рефлексии и характеристики спектра проводимых в настоящее время исследований является направление, связанное с типологизацией рефлексивных феноменов. Оно одновременно по­зволяет «перекинуть мост» от историко-научного аспекта проводи­мого здесь анализа к характеристике современного состояния проблемы рефлексии [96].

Вопрос о типологизации рефлексивных феноменов решается в современной психологии рефлексии неоднозначно, при этом авто­ры расходятся во мнениях относительно самой возможности выде­ления групп рефлексивных процессов [93].

В частности, Д.И. Дубровский и Д.И. Суарес Родригес, считая реф­лексию «целостным» феноменом, отвергают возможность типологиза­ции ее форм и проявлений [16]. Тем не менее, большинство авторов: И.Н. Степанов, С.Ю. Семенов, А.Б. Холмогорова, В.И. Слободчиков и др. - предлагают различные классификации рефлексивных процес­сов, расходясь в критериях выделения их типов [88; 90; 108].

Ю. И. Лобанова различает два вида рефлексии по направленно­сти на рефлектируемый объект: предметную, контролирующую кон­структивную деятельность, и социально-психологическую, обслужи­вающую ситуации микросоциального взаимодействия [46]. По со­держанию рефлексивных процессов автор выделяет доличностную, личностную и межличностную рефлексию. Тем не менее, остается непонятным, что именно выделяет автор: виды или этапы формиро­вания рефлексивных процессов.

В. И. Слободчиков, исследуя генезис рефлексии, называет че­тыре ее уровня: полагающую, сравнивающую, определяющую и интегрирующую [90]. Данные уровни, сформировавшись, становятся в зрелом возрасте формами рефлексии, выпол­няющими определенные функции в деятельности.

А. Б. Холмогорова, определяя рефлексию как личностную фор­му регуляции мышления, также классифицирует виды рефлексии в зависимости от функций, которые они реализуют в деятельности, и различает контрольную, конструктивную, мобилизующую и защит­ную рефлексию [108]. В рамках того же направления И. С. Россохин говорит о двух типах реф­лексии, различных по своему влиянию на психическое здоровье лич­ности: патогенной и саногенной [84].

А.В. Карповым были выделены различные уровни рефлексии в зависимости от сте­пени сложности рефлектируемого содержания: а) первый уровень включает рефлексивную оценку личностью ак­туальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной си­туации, а также оценку поведения в ситуации другого человека; б) второй уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же си­туации, что он думал о ситуации и о самом субъекте; в) третий уровень включает представление мыслей другого че­ловека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе; г) четвертый уровень заключает в себе представление о воспри­ятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей дру­гого о поведении субъекта в той или иной ситуации [56].

Таким образом, открывается возможность рассмотрения свой­ства рефлексивности в двух измерениях: в аспекте степени ее выра­женности как личностного свойства и в аспекте уровня сложности рефлектирования, до которого способен подняться субъект. Други­ми словами, мы считаем, что рефлексия является не «дискретным», а континуальным свойством, имеющим индивидуальную меру выра­женности как по «горизонтали» (как склонность и способность лич­ности к отслеживанию своих психических актов и состояний), так и по «вертикали» (как предельная для личности сложность рефлек­тируемого материала, что характеризует когнитивный аспект свой­ства рефлексивности).

Наиболее развернутая классификация рефлексивных процессов и феноменов, учитывающая большинство основных подходов к их изучению, была предложена И. Н. Степановым и С. Ю. Семеновым [96; 97]. Пытаясь преодолеть сужение понятия «рефлексия», авторы обобщили основные психологические трактовки рефлексии, приведенные в работах А.В. Петровского, Л.С. Выготского, В. В. Да­выдова, А.М. Матюшкина, О.К. Тихомирова [19; 67; 100] и других отечественных психологов, показав, что феномен рефлексии изуча­ется в следующих основных аспектах: коммуникативном, коопера­тивном, личностном, интеллектуальном.

1. Коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривается как су­щественная составляющая развитого общения и межличност­ного восприятия, как специфическое качество познания чело­века человеком. Здесь имеет место «размышление за другое лицо», способность понять, что думают другие люди, и осозна­ние человеком того, как он воспринимается партнером по об­щению.

2. Кооперативный аспект рефлексии. Он наиболее актуален при анализе субъект-субъектных видов деятельности и игра­ет определенную роль в обеспечении проектирования коллек­тивной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. При этом реф­лексия рассматривается и как высвобождение субъекта из процесса деятельности, как его выход во внешнюю пози­цию по отношению к ней.

3. Личностный аспект рефлексии. Этот аспект выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя в резуль­тате общения с другими людьми и активной деятельности, что находит реализацию в виде соответствующих поступков. С другой стороны, он проявляется в выработке более адек­ватных знаний о мире. Рефлексия здесь является не только принципом дифференциации в каждом развитом и уникаль­ном человеческом «Я», но и интег­рации «Я» в неповторимую целостность, не сводимую ни к од­ной из ее отдельных составляющих, ни к механической сумме.

4. Интеллектуальный аспект рефлексии. Имеется в виду пони­мание рефлексии как умения субъекта выделять, анализиро­вать и соотносить с предметной ситуацией собственные дей­ствия. Кроме того, рассмотрение рефлексии в ее интеллекту­альном аспекте содействует разработке проблемы о психоло­гических механизмах теоретического мышления.

Таким образом, субъект может рефлексировать: 1) знания о ролевой структуре и организации коллективного вза­имодействия, 2) представление о внутреннем мире другого человека и причи­нах его поступков, 3) свои поступки и образы собственного Я как индивидуальности, 4) знание об объекте и способы действия с ним в ситуации.

В зависимости от функций, которые выполняют рефлексивные процессы в той или иной ситуации, данными учеными выделяются три вида рефлексии:

1. Ситуативная рефлексия. Выступает в виде «моти­вировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Она включает способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятель­ности в соответствии с меняющимися условиями.

2. Ретроспективная рефлексия. Служит для анализа уже выпол­ненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексия в данном случае затрагивает предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельных этапов, уже находящихся в прошлом.

3. Перспективная рефлексия. Включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представле­ние о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эф­фективных способов выполнения, прогнозирование возмож­ных результатов.