Любая человеческая деятельность, как и сам человек, оценивается с точки зрения полезности для общества. Человеческая деятельность всегда направлена на какой-либо круг лиц, в противном случае, она не имеет смысла, бесполезна для человека и общества. Поэтому смысл любой деятельности заключается в удовлетворении какой-либо потребности человека. Деятельность, которая не удовлетворяет ни одну из потребностей человека, не будет востребована и принята обществом, она будет отвергнута и осуждена. Этим объясняется непонимание человечеством, преследование и уничтожение великих достижений науки, техники, искусства, которые были впоследствии оценены ввиду возникшей в них необходимости. Примерами таких достижений могут служить работы Коперника, Бруно, Леонардо да Винчи, Фарадея.
Представления о Земле как о сфере, обоснованные Бруно и Коперником, стали востребованными обществом лишь в восемнадцатом веке, во время первого морского кругосветного путешествия к Индии Христофора Колумба. Летательный аппарат, изобретенный Леонардо да Винчи и ставший прототипом будущего вертолета, не был востребован обществом до создания мощного двигателя внутреннего сгорания. Открытое Фарадеєм электричество нашло свое применение после создания электрогенератора, электрической лампы освещения и электродвигателя. Энерго- и ресурсосберегающие технологии стали актуальными при появлении энергетического и сырьевого дефицита.
Формирование системой через средства массовой информации и культуры потребностей человека и порицание и преследование всего отличного от общепринятых норм пагубно влияет на развитие индивидуальности. Индивидуальность душит среда и губит отсутствие для нее места в системе. Для общества как системы удовлетворения потребностей безразличны нравственность, ценностная ориентация, установки, убеждения, взгляды отдельной личности. Общество интересует лишь функция человека, которую он выполняет в системе удовлетворения потребностей, и качество ее выполнения. Наоборот, общество не заинтересовано в развитии тех личностных качеств, которые выходят за рамки существующей идеологии и мешают человеку выполнять его функции в системе удовлетворения потребностей. Следствием этого является развитие человечества исключительно по пути технического прогресса.
Гуманность системы удовлетворения потребностей людей определяется обществом. Если система направлена на удовлетворение потребностей большинства, то система может считаться гуманной. Если же система направлена на удовлетворение потребностей правящего меньшинства, то система антигуманна.
Возможны два пути построения системы удовлетворения потребностей. Первый путь: построить систему из элементов с неограниченным набором функций. В этом случае каждой индивидуальности нашлось бы место в системе. Однако такая система была бы громоздка, не оптимальна и как следствие, плохо справлялась с удовлетворением основных потребностей человека. Второй путь: построить оптимальную систему из ограниченного набора элементов - функций, которая хорошо удовлетворяла бы потребности меньшинства. А при условии развития и совершенствования человеческих функции возможно построение такой же системы, способной удовлетворять потребности большинства. Именно по второму пути идет мировое сообщество, считая его наиболее гуманным, так как удовлетворены потребности большинства. Однако люди - добровольные рабы, сформированные системой, не понимают своего рабства и всей чудовищности такой системы. Не имея места для своей индивидуальности в системе, человек вынужден либо выбрать себе одну из функций элемента системы, либо, оставаясь индивидуальностью, при этом не выполнять ни одной из функций элемента системы и поэтому не пользоваться благами системы. Отказавшись от благ системы, человек обречен на нищету или даже смерть, при этом он опять-таки утрачивает возможности для развития своей индивидуальности. Можно предположить, что человек обречен на безликое существование в системе, на замкнутое пространство, из которого нет выхода.
Выход есть. Найти свое место в системе. Найти то, что близко твоей индивидуальности. То, в чем ты мог бы ее проявить, одновременно с пользой для себя и для общества. Хотя развитие личности человека в этом случае будет неполным, все же он сможет пользоваться благами системы, без чего невозможно ни дальнейшее развитие личности, ни физическое существование. Это значит заставить систему работать на себя, на свою личность. Человек, выполняющий в системе немаловажную функцию, имеет возможность влиять на общественное мнение, создавать условия для реализации своей личности в той мере, в какой это возможно в конкретном обществе.
Равенство
Между людьми невозможно равенство ни экономическое, ни социальное, ни какое-либо другое. Человек по своей природе ориентирован в первую очередь на себя и свои потребности. Поэтому он не допускает существования кого-либо или чего-либо более важного, чем он сам, тем самым не признавая равенства между собой и другими людьми. В некоторых случаях создается впечатление, что люди руководствуются в своих действиях не своими интересами и потребностями, а интересами и потребностями других людей. Однако это всего лишь видимость. Человек, жертвующий своими интересами и потребностями ради интересов и потребностей другого человека, на самом деле, удовлетворяет свою потребность отказаться от личных интересов в интересах других людей. Или такое поведение является компромиссом, требуемым для удовлетворения каких-либо иных потребностей человека. Таким образом, человек, подающий милостыню, оказывающий помощь, проявляющий сострадание, переживающий за своего ребенка, не переключается при этом на потребности другого человека, а всего лишь удовлетворяет свою собственную потребность жалеть, сострадать, бескорыстно помогать, делать добрые дела, переживать и заботиться или преследует свои интересы, уступая другим людям. Поэтому жизнедеятельность каждого человека будет направлена в первую очередь на удовлетворение личных потребностей за счет использования в своих интересах других людей, что свидетельствует о неизбежной ориентации человека на неравенство.
Стремление людей, относящихся к правящему меньшинству, удовлетворить свои потребности за счет остальной части общества будет всегда узаконенным и защищаться любым государством и обществом, в задачи которого входит удовлетворение потребностей меньшинства. Удовлетворение же потребностей большинства находится на уровне, необходимом для эффективного создания материальных ценностей и прочих благ цивилизации в обществе. Рабов при рабовладельческом строе тоже кормили, но настолько, чтобы они не умерли от голода. Крестьянам при феодализме оставляли такую часть урожая, чтобы ее хватило на посадку. Рабочим при домонополистическом капитализме платили столько, чтобы они могли нормально работать, обогащая капиталиста.
Власть
Задатки определяют возможность развития способностей человека к наблюдению, анализу, синтезу. Уровень развития этих способностей определяет способы мышления человека. Таких способов два: рассудочное мышление и разум. Рассудочное мышление - пассивный характер мышления, под которым понимают умение правильно классифицировать факты и явления, строить умозаключения и приводить знания в систему. Разум - активный характер мышления, постигающий объекты и явления в единстве противоположных сторон.
Благодаря разуму человек способен понять потребности, стремления и интересы людей, найти точки соприкосновения между ними, установить взаимовыгодные отношения, как с отдельными людьми, так и с группами для достижения личных целей и удовлетворения своих потребностей. Выделяя и формируя в людях такие стремления и интересы, в реализации которых были бы заинтересованы многие, человек, благодаря своему разуму, способен оказывать влияние на людей и предопределять события, не обладая при этом публичной властью. Если способом мышления человека является не разум, а рассудок, то он не сможет оказывать влияния на людей и предопределять тем самым события в соответствии с личными целями, не обладая при этом публичной властью. Способ, которым человек будет удовлетворять свою потребность в собственной значимости, во многом зависит от способа его мышления. Если способом мышления является разум, человек может оказывать влияние на людей, побуждая их к необходимому для многих действию. При этом он будет обладать авторитетом, признанием и влиянием, обладая скрытой властью над людьми. Если же способом мышления является рассудок, человек сможет удовлетворить свою потребность в собственной значимости благодаря обладанию видимой властью над человеком или группой людей. Демонстрация видимой власти часто является следствием нежелания или неспособности к конструктивному диалогу, к взаимовыгодному сотрудничеству, компромиссу. Поэтому видимая власть всегда опирается на силу.
Люди с рассудочным (пассивным) мышлением, обладающие такими чертами характера, как смелость, хладнокровие, честолюбие, испытывая желание удовлетворить потребность в признании, могут стремится к власти. Наиболее простым и быстрым путем к власти для такого рода людей является служба в структурах государственной власти, которая является особого рода публичной властью, опирающейся на армию, правоохранительные органы, органы дознания и наказания, тюрьмы и другие структуры принуждения.
Общество как система удовлетворения потребностей не ставит перед собой задачи удовлетворения потребностей людей в равной мере. Создавая блага, которыми в полной мере может пользоваться лишь правящее меньшинство, общество вынуждено опираться на государство для сохранения существующего в нем неравенства. С этой целью правящее меньшинство наделено властью, позволяющей игнорировать интересы большинства. Эта власть отражает нежелание или неспособность конструктивного диалога и разумного компромисса между правящим меньшинством и остальным обществом, что является результатом не пересекаемости их интересов. Власть почти всегда опирается на силу, которая направлена на преследование инакомыслия, подавление политического и гражданского сопротивления.
Литература
1. Давидович В., Аболина Р.Я. Кто ты человечество? Теоретический портрет. – М., 1975
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995
3. Исаев В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. – К., 2003
4. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993