Смекни!
smekni.com

Ценностные ориентации и представления, их формирование (стр. 2 из 3)

4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение челове­ческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;

5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочте­ние обретению власти и влияния;

6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность при­дают следованию определенной системе представлений (вере).

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад­ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой под­ход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-по­веденческой сфере:


1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка­ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях;

2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност­ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель­но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи­санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;

3.Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому
давлению власти;

4.Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено­сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система­
ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд;

5.Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь
собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны
и активно стремятся к высокому положению и признанию;

6.Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред­ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав­ления;

7.Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в
условиях неопределенности, например, среди людей с различными цен­
ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики
ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола
властей;

Ценностные представления также могут быть разделены на две боль­шие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одина­ково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые ха­рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин­струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле­менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри­вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя­ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ­ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д.


4.Формирование ценностных ориентаций

Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше­ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя ус­пешными (со мной все - «ОК.», «я — в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я - не в порядке») и воспринимать себя неудач­никами. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:

1. «Я — в порядке» + «все— в порядке». Люди, придерживаю­щиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном поло­жительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склон­ны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют. В своих воспоминаниях они сосре­доточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отно­шений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут добиться хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей.

2. «Я — в порядке» + «все — не в порядке». Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощу­щают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружаю­щими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т. д.), ко­торых явно не достает большинству людей, их окружающих. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демон­стрировать это всем и себе в том числе. Они могут выглядеть надменны­ми, отчужденными и высокомерными.

3. «Я— не в порядке» + «все— в порядке». Люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх. Они считают, что у них слишком много недостатков и слабостей, поэтому они обречены про­игрывать и уступать другим. Им не хватает уверенности в своих силах и оптимизма. Часто они не нравятся самим себе и обращают слишком много внимания на свои слабости и неудачи, многие из которых, на са­мом деле, только воображаемые. Они склонны преувеличивать досто­инства и успехи других людей, считая их более значительными, зрелы­ми, талантливыми, успешными.

4. «Я— не в порядке» + « все — не в порядке». Люди, видящие жизнь с этой точки зрения, чувствуют себя подавленно и одиноко. Они нередко теряют веру в возможность создать себе нормальную жизнь, которая приносит не только трудности и проблемы, но и радость и удовлетворе­ние. Они пессимистично глядят на мир и низ'ко ценят не только себя, но и все, что их окружает. Любые планы и взаимоотношения воспринимают­ся ими как бесполезные и безнадежные. Такая безысходная позиция мо­жет иметь крайне отрицательные последствия для личности и здоровья человека.

Все описанные жизненные позиции могут находить оправдание и подкрепление. Порой «защита» выбранной позиции происходит неосоз­нанно: сам человек не замечает того, что его восприятие выделяет и отмечает лишь нужные для самооправдания аргументы. Однажды выб­ранная жизненная позиция оказывает огромное влияние на организаци­онное поведение людей.

Те, кто не может преодолеть отрицательного отноше­ния к жизни, лишены открытости и гибкости. Им трудно быть предпри­имчивыми и вырваться из круга повседневной рутины, которая не при­носит удовлетворения и останавливает личностный рост. Они избегают риска, их взаимоотношения с окружающими формальны и полны напря­женности. Им свойственна общая пассивность и стремление манипули­ровать другими.

Крайние выражения активной и пассивной сторон индивида доволь­но редки. Обычно в его поведении представлены обе стороны, и он сам может решить, какую часть своей натуры следует поддерживать и по­ощрять. Такое решение имеет фундаментальный характер, так как отказ работать над развитием своих положительных качеств соответственно усиливает отрицательные характеристики.

Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей:

1.Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что-то плохим.
При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.

2. Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со
своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его
опыте и воспользуются его примером.

3.Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им
хочется, их поведение не комментируется, и в него не вмешиваются.

4. Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям органи­зации, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкрет­ной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим об­разцам.

Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собствен­ные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становят­ся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последо­вательный и стойкий характер.

Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и пере­оценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желаний и интересы индивида. Самоанализ со­кровенных и не всегда осознаваемых взглядов, определяющих пове­дение человека, требует значительного времени.