СОДЕРЖАНИЕ
1. Личность как предмет гуманистической психологии. 2
2. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека. 5
3.Гуманистическая психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека. 8
4.Феноменологическая психология Карла Роджерса. 9
5.Виктор Франкл о смысле жизни. 11
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 14
1. Личность как предмет гуманистической психологии
Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С.Кьеркегора, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж.П.Сартра так и называлась «Экзистенциализм – это гуманизм».[1] Экзистенциальная психология теснейшим образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагали, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов – наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду.
В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, г.Олпорта, К.Роджерса, Р.Мэя, А.Маслоу и др.
Следует отметить, что эти выдающиеся ученые не придерживались единых взглядов на предмет гуманистической психологии. Они обладали ярко выраженными индивидуальностями и можно говорить о «психологии Роджерса», «психотерапии Мэя», «учении Маслоу» и т.п. Это связано с тем, что термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов под руководством А.Маслоу. Это было, скорее движение, чем научное течение. Главной целью такого научного движения было создание жизнеспособной теоретической альтернативы как бихевиоризму, так и психоанализу. Эта задача была с блеском решена объединившими свои научные и мировоззренческие усилия психологами. Гуманистическая психология была названа А.Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчеркивался характер ее противостояния бихевиоризму и психоанализу.
Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.
Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни – дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную.
Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание.
Таким образом, «гуманистическая психология по своей сути – это направление в мировой психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку».[2] В центр внимания г.Олпорта попала, прежде всего устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса – укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.
Таким образом, специфика предмета гуманистической психологии заключена в:
а) глубоких философских корнях (в отличие от бихевиоризма или психоанализа);
б) в рассмотрении личности с точки зрения ее уникальных мотивов, и, в первую очередь, мотива самоактуализации;
в) в утверждении свободы выбора возможностей каждым человеком и ответственности за свой выбор и его последствия;
г) в понимании человека как глубоко творческого существа;
д) в особом предназначении человека - искать смысл своей жизни, тем самым упорядочивая мир.
Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время, он был уверен, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора людей современного западного общества были достигнуты за счет утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма перед людьми в современном обществе стоит дилемма: свобода от социальных, религиозных и прочих ограничений потребовала от человека компенсации в виде безопасности и чувства принадлежности к социуму. Э. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной серьезных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо быть связанными с другими людьми, чувствовать себя частью общества.
Человек, по Э. Фромму, преодолевает чувство одиночества, сопутствующее свободе несколькими путями (совершает бегство от свободы):[3]
- авторитаризмом, соединяя себя с чем-то внешним для усиления слабого «Я»;
- деструктивностью, позволяющей преодолеть чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других;
- конформностью автомата, предполагающей абсолютное подчинение социальным нормам.
Эти пути позволяют преодолеть одиночество до некоторой степени, но, по мнению Э. Фромма, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, так как перестает стремиться к свободе выбора, теряет индивидуальность, свой неповторимый жизненный почерк. Бегству от свободы Э. Фромм противопоставил позитивную свободу, позволяющую остаться уникальным и одновременно ощутить себя частью общества. Пути к позитивной свободе лежат через любовь и труд. Таким образом, конфликт между стремлением к свободе и стремлением к чувству безопасности представляет собой огромную мотивационную силу. Этот конфликт обусловлен особым видом потребностей – экзистенциальными, не сводимыми ни к биологическим, ни к социальным. «Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, - но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?»[4] Э. Фромм отвечает на эти вопросы, выдвигая описание пяти основных экзистенциальных потребностей:
- потребность в установлении связей (человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться, сохраняя при этом свою индивидуальность);
- потребность в преодолении (все люди нуждаются в преодолении своей пассивной, животной природы, для того чтобы стать активными созидателями своей жизни);