Эти внутренние переживания бывают астеническими или сте-ническими, то есть проявляются через подавление или возбуждение.
Внешнее или экспрессивное выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но у них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с освоением ребенком речи, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает разнообразные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около 5000—6000 слов, которыми преимущественно передаются переживания.
С опытом и развитием речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными выражениями, в какой-то степени задерживает их, но это не значит, что этим тормозится эмоция. Нейрофизиологи считают, что в таких случаях угнетаются только те или иные периферийные компоненты эмоций — движения, мимика, сама же эмоция, раз она возникла, неизбежно распространяется на другие, преимущественно висцеральные компоненты[2]. Формирование выдержки у детей положительно отражается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.
С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать.
Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.
В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены no-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию — скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.
Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Ф.И. Тютчев
Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять, какое функциональное значение оно имеет в поведении индивида — например, ответить на вопрос, для чего в повседневной жизни служат эмоции и чувства. Проведенный выше анализ биологических механизмов эмоций позволяет выделить несколько основных функций эмоций и чувств[3].
1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. С общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в том, что они представляют собой механизм, «удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма». Будучи тесно связанной с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоция выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности[4]. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Отсюда можно заключить, что в общебиологическом плане функция эмоций заключается в выполнении ими роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика. Без положительных эмоций не может быть эффективного обучения.
2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.
3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Эволюция многократно подтвердила преимущества энергетической расточительности по сравнению с угрозой недостатка метаболического обеспечения предстоящей деятельности, когда отсутствуют точные сведения о ее действительном объеме[5]. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.
4. Информационная функция эмоций. Анализируя ситуацию информационного обеспечения деятельности и поведения, Симонов сформулировал информационную теорию эмоций. Суть ее заключается в утверждении, что «...эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. При этом степень эмоционального напряжения количественно зависит от силы потребности, а также от разницы между информацией, прогностически необходимой для удовлетворения потребности, и информацией, имеющейся у субъекта или полученной им»[6].
Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.
5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезною или вредного воздействия на организм[7]. Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).
6. Функция формирования сознания. Сознание, как известно, вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Возможность же осознания предмета восприятия заключается в механизме самого психического процесса восприятия.
В отличие от восприятия внешних объектов, в случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В переживаниях он сам выступает для себя объектом познания. И если процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться с осознанием самого себя, а это осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.
В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности ребенка. Окружающая среда, в том числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в какой она связана с удовлетворением его естественных потребностей. А удовлетворение потребностей сопряжено с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается осознающий себя через свои переживания ребенок.
7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).
В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни.
«Понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в нем более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знания, особенно существенного для сознания»[8]. Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Понимая огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания и знания на первое место среди других принципов познания природы психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической точки зрения роль эмоций заключается в формировании всей внутренней психической жизни субъекта.
Переживания интимно входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной сферы личности.