Любовь - самое загадочное из чувств, и недаром, наверное, символом ее выбрана луна - с ее переменчивостью, с ее постоянным убыванием и прибыванием - и с ее обратной стороной, скрытой от нашего взгляда.
Многие философы задумывались над природой этого чувства, многие поэты воспевали красоту этого явления, но никто не может дать конкретного определения любви потому, что каждый человек любит по-своему и каждая любовь хотя и похожа на остальные, но все-таки не похожа на них. И если верно, что любовь - сфинкс, то многие ее загадки еще ждут своих эдипов.
Существует масса легенд и мифов о происхождении любви, героями которых были Эрот и Афродита, Амур и Венера...
В одном из диалогов Платона, мы можем ознакомиться с целой теорией появления романтической природы любви: когда-то люди были не такими, как ныне, она были двойными - имели по четыре руки, по четыре ноги, по два лица, по две пары ушей и т.д. Это делало их столь сильными, что они осмеливались угрожать самим богам, отчего устрашенный Зевс вынужден был разделить каждое из таких чудищ вдоль пополам.
Теперь скитаются разделенные половинки по свету в поисках своей единственной, неповторимой...
Романтично, но все-таки, что действительно существует всего лишь один человек на всем белом свете, которого мне дано любить? А если я его не встречу? Что, бесцельно прожитые годы, вся жизнь насмарку?
Если мы обратимся к Э. Фромму ("Искусство любви"), то оказывается, дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви.
Что существует только один человек во всем мире, которого вы можете полюбить, что найти этого человека - величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей… "Любовь такого рода, - пишет Фромм, - которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность..." Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь приводится в действие определенным объектом. Исключительная любовь лишь к одному человеку внутренне противоречива. Конечно же, не случайно, что "объектом" явной любви становится определенная личность. Факторы, определяющие выбор в каждом отдельном случае, слишком многочисленны и слишком сложны, чтобы обсуждать их здесь, главное, что любовь к определенному человеку является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека.
Таким образом, любовь - это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Зададимся вопросом: может ли любить других человек, не способный любить себя? "Любить людей не значит исключать себя, говорится в древнем китайском трактате "Мо цзы", - Нужно одинаково любить себя и других людей". "Никто не может любить другого, - писал Эразм Роттердамский, - если до этого он не полюбил себя - но только праведно. Никто не может никого ненавидеть, если до этого он не возненавидел себя". Любовь человека к самому себе является предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой иной его любви. Любовь к себе - это та начальная школа любви, без овладения элементарной грамотностью в которой остаются недоступными "высокие университеты" любви. "Любовь основана на утверждении и уважении, и если человек не испытывает этих чувств в отношении самого себя, - пишет Фромм, - то их и вовсе не существует". Тот, кто пренебрежительно относится к самому себе, не способен ни любить, ни ценить другого. Нужно научиться понимать себя, чтобы обрести способность понимать других.
Но любовь к себе противоположна эгоизму, с которым ее иногда неправомерно отождествляют. Эгоизм, или себялюбие, - это жадное внимание к самому себе, предпочтение собственных интересов интересам всех других людей. Эгоист, хотя он всегда усиленно занят собой, никогда не бывает удовлетворен. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и утверждения. Он вынужден заниматься собой, жадно доставать себе все, что есть у других. Поскольку у него нет ни уверенности, ни удовлетворенности, он должен доказывать себе, что он не хуже остальных! Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. В сущности, эгоизм, делающий человека некритичным, тщеславным и одиноким, унижает и ослабляет его, в то время как любовь сообщает ему большую независимость - прежде всего независимость от собственных его слабостей.
Кстати, и любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Часто бывает, что любящие друг друга люди начинают соревноваться в том, кто больше для кого сделает, считая "очки" и упрекая друг друга в меньшей заботе, меньшем внимании, меньшем подтверждении любви... и всегда хочется большего для себя. Эгоистичный в любви человек желает всего того, что он должен отдавать другому, только для себя самого. Но ведь именно любя, человек находит радость в радости другого. И количество этой радости определяется тем, в какой степени ему удалось преодолеть свой эгоизм. В любви мы принимаем человека в целом, и бессмысленно разделять его на свойства, черты и качества, из-за которых мы его любим. Я тебя люблю только за то, что ты есть на земле, за то, что ты существуешь - это высшая форма любви; так мать любит ребенка независимо от того, хорош он или плох, какую оценку он получил в школе, съел он сегодня кашу или вылил ее в цветок. Такая любовь называется экзистенциальной, она жизнеутверждающая. Без этой любви человек не может развить нормальную самооценку. Эта беспричинная любовь лежит в основе уверенности, веры в то, что он - сверхценное, любимое существо.
Как понять разницу между любовью и привязанностью? Похожие внешне, они совершенно различны по сути.
Привязанность — антипод любви: за внешними проявлениями любви она прячет подлинную ненависть, она убивает любовь. Нет ничего более ядовитого, чем привязанность и стремление к обладанию. Жажда обладания, привязанность — это фальшивая любовь. Лучше — ненависть, она, по крайней мере, честнее и больше соответствует действительности. Ненависть может однажды перерасти в любовь, но стремление к обладанию никогда не станет любовью. Надо отбросить его, чтобы дорасти до любви. Любить значит быть готовым слиться, соединиться с другим человеком. Это самая настоящая смерть, глубочайшая, бездонная пропасть, поглощающая вас окончательно. Этому нет конца, нет предела, это вечное, непрерывное погружение в возлюбленного. Когда вы любите другого, он становится для вас таким значительным, что вы теряете себя.
Любовь — это безоговорочная самоотдача, ибо, если остается пусть самое ничтожное условие, значит — важны вы, а не возлюбленный: в центре вы, а не он. Ну, а если вы — центр, то другой — просто средство. Вы пользуетесь им, эксплуатируете его для достижения удовольствия, для собственного удовлетворения. Ваша цель — вы сами. А окончательная цель любви — ваш возлюбленный, ваше растворение и исчезновение в нем. А любовь подобна смерти. Поэтому люди страшатся любви и избегают ее.
Любовь — это глубинная потребность, невозможно жить без любви: и если нет настоящей любви, то вы довольствуетесь ее заменителем. И как бы ни был фальшив этот заменитель, но на короткое время в самом начале он дает ощущение влюбленности. Даже фальшивка приносит наслаждение. Рано или поздно обман открывается, но вы не станете менять мнимую любовь на настоящую; вы просто смените объект любви. Смените жену, Учителя, Бога, смените религию — смените одно на другое. И тогда на некоторое время вами снова овладеет чувство любви, чувство преклонения. Но позднее фальшь снова откроется, так как она не может дать вам удовлетворения. И снова вам необходима замена на "другое". Если вы боитесь смерти, вы испугаетесь и любви. Со смертью умирает только тело. Любовь приносит смерть уму и эго. Страх смерти становится страхом перед Любовью, а страх перед любовью становится страхом перед молитвой и медитацией. Любовь — более глубокое явление, чем смерть: медитация еще глубже любви, потому что в любви все еще присутствует некто другой — вам есть за что ухватиться. И, когда вы цепляетесь, какая-то часть вас остается живой. Но в медитации цепляться не за кого.
Любовь — это смерть; привязанность не имеет ничего общего со смертью. В любви ваше доверие к другому столь велико, что ваш собственный разум больше не нужен вам, — его можно отбросить. Вот почему люди называют любовь сумасшествием или ослеплением. Вы отбрасываете свое эго, свой ум, с точки зрения окружающих вы становитесь слепым и безумным. Все религии так настаивают на том, что только с помощью веры, доверия и любви можно войти в храм Божественного.
Любовь — это доверие, растворение эго. Центр перемещается в возлюбленного. Он приобретает для вас огромное значение, становясь вашей жизнью. В вас нет и тени сомнения. Умиротворенность и очарование сопутствуют вам, когда вы не испытываете сомнений. Только доверие ведет к красоте и блаженству. Но эго продолжает делать свое черное дело. Вместо любви оно разжигает в вас страсть и привязанности. Любовь говорит: пусть другой владеет тобой; эго говорит: овладей им. Любовь говорит: растворись, исчезни в другом человеке; эго говорит: пусть он подчинится тебе, заставь его быть тобой, не давай ему свободы, пусть он будет твоей тенью. Любовь несет жизнь любимому; страсть и привязанность убивают его, забирают его жизнь. Вот почему так называемые влюбленные медленно убивают друг друга, — они ядовиты. Любовью вы убиваете друг друга. Из-за этого наш мир так безобразен, хотя, кажется, он наполнен любовью. Любовь изгоняет страх.