К специфическим чертам массы обычно относят:
Статичность,
Стохастичность,
Ситуативность,
Аморфность,
Анонимность.
Эти свойства, и, прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности .
Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь выражен слабее, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Приведём ещё одно определение публики – это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы. Возникает публика вместе с появлением предмета общественного внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие.
Д. Ольшанский подразделяет публику на «собранную» и «несобранную».
«Несобранная публика» - это поляризованная масса, то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя сходным образом.
Согласно Я. Щепаньскому, «собранная публика» может выступать в нескольких видах. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид – публика, собравшаяся преднамеренно. Она также может выступать в двух различных формах. Во-первых, как публика отдыхающая, ищущая развлечений. Во - вторых, как публика, ищущая информации (в том числе на митингах и политических собраниях)
В целом же, собранная публика – это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Основа её обособления - общая заинтересованность и поляризация установок округ одного и того же предмета или события. Другая важная черта – готовность к реагированию на происходящее сходным образом. Сходство установок, ориентаций и готовности к действию – основа объединения такой публики.
Нередко «собранную публику» ещё называют аудиторией. Механизм её психологического объединения вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении, под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определённые сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознаёт рождающиеся у неё настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула.
Аудиторию структурируют, дифференцируют по интересам, потребностям, социальным связям, социальной принадлежности, половозрастным и другим демографическим признакам.
Организацию специальных мероприятий в рамках PR-технологий относят к псевдособытиям. В политике такими мероприятиями являются митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, бесплатные концерты – одним словом, массовые встречи с избирателями. Но действенной будет только та акция, как отмечает И. Скрипюк, о которой узнает не меньше пятисот человек. Следовательно, необходимо тщательней готовить подобные массовые мероприятия.
Наиболее эффективны политические митинги, если они хорошо организованы, особенно в рамках выборов в местные органы власти. Основным условием успеха в таких мероприятиях является большое скопление избирателей. При этом следует иметь в виду и наличие некоторых отрицательных качеств, ограничивающих митинг, его возможности и эффективность как средства в политике. В значительной степени эти качества возникают из-за неопределенности состава участников митинга, что обычно рождает возможность самых противоречивых толкований и оценок на его счет, например, в сторону увеличения или, наоборот, уменьшения данных о количестве участников.
Как уже отмечалось выше, помимо специально организованных мероприятий, в ходе предвыборной кампании используются «случайные» встречи кандидатов с избирателями в неожиданных местах. Такие места как рынки, вокзалы, остановки, ярмарки являются местами спонтанного скопления людей, т.е. можно говорить о неорганизованных или случайно организованных группах, которые характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
При работе в подобных условиях кандидат вынужден учитывать неоднородность политической активности электората. Как указывают Г. Белицкая и О. Николаева, политик, выражающий интересы пенсионеров и мужчин, соответствующий представлениям этих групп избирателей о нужном стране лидере, может иметь значительное преимущество перед политиком, отстаивающим интересы других групп населения, просто в силу фактора преимущественной политической активности данных категорий избирателей. Не менее важен учет профессиональных и сословных особенностей той группы электората, на которую ориентирован политик.
Итак, знание аудитории позволяет оратору подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности. Как отмечает Н. Михайличенко, предварительную оценку состава слушателей опытный оратор нередко делает по следующим основным критериям.
1. Социально-демографический состав.
2. Степень однородности.
3. Возможные потребности, интересы, установки.
4. Физическое и психическое состояние.
5. Отношение к теме выступления.
6. Возможному отношению к оратору.
Нетрудно заметить, что лишь первый и частично второй критерии (социально-демографический состав и степень однородности) остаются неизменными на протяжении процесса речи. Все прочие изменяются в зависимости от мастерства оратора.
В оценке любого явления или события публика делится как минимум на две части: «за» и «против». Ведь каждый человек имеет свое отношение к происходящему, и он, безусловно, по-своему прав. Этот этап коммуникативной стратегии называется позиционированием (В.Викентьев), систему стереотипов избирателей относительно PR-объекта политического лидера, что делает этот объект ему максимально понятным, неопасным, отличным от других. Если PR-объект неспозиционирован, он просто непонятен избирателям, поэтому его политическая реклама будет неэффективна.
Для организации эффективной массовой акции необходимо проведение тщательного анализа той аудитории, на которую эта акция будет направлена. Учет этого обстоятельства важен не только для политика при проведении встреч с электоратом или для менеджера, организующего презентацию, но и для любого оратора, собирающегося выступать перед публикой.
Основная использованная литература
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.
Белицкая Г.Э., Николаева О.П. Многопартийные выборы в России: Опыт психологического анализа.// Психологический журнал, №6, 1994.
Березина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. Спб., 1997.
Бехтерев В.П. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб.,1903.
Блумер Г. Коллективное поведение.// Психология масс. М, 2001.
Вольфсон И.В. Язык политики. Политика языка. Саратов, 2003.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н.д., 1996.
Гуревич П.С. Социальная мифология, М., 1991.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.1995.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1994
Кессиди.Э. От мифа к логосу. М., 1972.
Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы. Л. 1988.
Крылов А.А. Психология. М.1998.
Крюсько В.П. Социальная психология: схемы и комментарии. М.,2001.
Лебон Г. Психология масс и народов// Психология масс. М., 2001
Московичи С.Век толп. М.,1996.
Лузанов А. Н. О территориальной дифференциации электоральных предпочтений населения России // География. 1998, № 5. С. 15-22.
Манаков А. Г. , Капкина И. В. Электоральная география России и Псковской области. Псков: Центр "Возрождение", 1998.
Ольшанский Д.В. Политическая психология, М. 2002.
Пивоваров Ю. С. Две политические субкультуры пореформенной России: проблема взаимодействия // Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып. 1. М., 1991. С. 255-288.
Политическая психология //ред.А.А.Деркача и др. М., 2001.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.1979.
Российские регионы после выборов-96. М.: Юридическая литература, 1997.
Туровский Р. Ф. Политическая география. М., 1999.
Хатунцев Б. Н. О природе власти. Саратов, 1925.