С.Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.
Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.
Переключательная функция эмоций проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личным установкам, направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Приспособительная – ещё одна функция эмоций и чувств. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Ещё существует коммуникативная функция чувств, которую мы уже затрагивали выше (стр.8). Именно мимические и пантомимические движения являются средством передачи информации об отношении к явлениям окружающей действительности. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%) [9]. Если сравнить у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определённую схожесть, в то время как другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается, прежде всего, в преобладающем настроении. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним, у одних людей преобладает повышенное, бодрое, весёлое настроение, а у других – пониженное, подавленное, грустное. У третьих же – капризное, раздражительное. Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди, попав в ту или иную жизненную ситуацию, не столько чувствуют, сколько осознают её умом. Есть и другая категория людей – эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних чувства захватывают целиком, оставляя глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Различаются у людей и проявления аффектов и страстей. Тут можно выделить людей неуравновешенных, которые легко теряют контроль над собой своим поведением, и легко поддаются аффектам и страстям, таким как гнев, паника, азарт и так далее. Другие люди наоборот, всегда уравновешены, вполне владеют собой, сознательно контролируют своё поведение. Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. У одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других всё ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств, в значительной степени обуславливают неповторимость конкретного человека, другими словами - определяют его индивидуальность.
2.3 Совесть
Вопрос о связи эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека на самом деле не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой [6].Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но и направляя и поддерживая. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть. В процессе формирования совести, в процессе нравственного развития личности, все эмоции без исключения играют, хотя бы не большую, хотя бы косвенную роль[8]. Зрелая совесть и связанные с нею эмоции образуют аффективно-когнитивную структуру, которая оценивает каждый шаг человека на предмет его соответствия нравственным принципам. Влияние на совесть оказывает скорее переживание вины, чем страха. Есть неотразимый аргумент в пользу этого довода, и заключается он в следующем: переживание вины приковывает внимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния или оправдания. Переживание страха, напротив, заставляет бежать от источника страха и отпускает на безопасное расстояние от него. Умение балансировать на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушённую чувством вины, можно рассматривать, как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения. Ядром структуры совести является чувство ответственности: оно ориентировано на осознание вины, и в то же время способствует выбору такого стиля поведения, которое снизит вероятность интенсивного переживания вины. Вина, рассматриваемая, как личностная черта, и вина, рассматриваемая как психологическое состояние, являются реальными психологическими феноменами, оказывающими непосредственное влияние на личность и поведение. Вину, рассматриваемую как личную черту, можно определить, как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм поведения[8]. Таким образом, вина исполняет функции регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях, чувствах и поступках.
Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Развитие вины и становление совести – важнейшие этапы психологического созревания личности. Совесть связана, как с нравственной устойчивостью человека, так и с его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своём поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут не порядочно.
2.4 Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материал собирается «впрок», иногда – это специальная работа по собиранию материалов для осуществления определённого замысла [5]. При накоплении материалов, собираемых впрок, они либо просто впитываются и как бы отлёживаются и зреют, либо же специально фиксируются (зарисовки художника). На основе наблюдения и отчасти своеобразного экспериментирования происходит и процесс обобщения. Художник должен выявить общее в форме образа, и притом такого, в котором была бы сохранена индивидуальность. Образ, в котором утрачена индивидуальность, был бы просто схемой, а не живым художественным образом. Для того чтобы в образе отобразить замысел, идею и композицию художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Для этого необходимо творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приёмами и способами преобразования. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. Задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Творчество – не сплошное и непрерывное движение. В нём чередуются подъёмы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъём, ясность и отчётливость мысли, отсутствие субъективного переживания и напряжения. Очень важна в творчестве такая эмоция, как интерес. Интерес направляет и поддерживает интеллектуальную активность человека. Человек не в состоянии заниматься каким-либо делом, если оно не вызывает в нём интереса. Плодотворная, творческая работа в любой области требует полного погружения, огромной самоотдачи, а это возможно только в том случае, если человек испытывает интерес к избранной деятельности. Работы Сингера (1966, 1973) позволяют предположить, что именно взаимодействие эмоций интереса и радости образуют мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.