Отдельные ученые связывают с эмоциональной стойкостью надежность деятельности. По их мнению, эмоциональная стойкость - это свойство темперамента, который разрешает надежно выполнять целевые задачи. Эта стойкость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Следует отметить, что для многих ученых главным критерием эмоциональной стойкости является эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. Так, Я. Рейковский определяет эмоциональную стойкость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций [19, с. 102].
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что анализ источников убеждает в том, что в психологической литературе еще мало исследуются психологические особенности эмоциональной лабильности личности.
3. Изучение эмоциональной культуры студентов-психологов
Как известно, формирование эмоций человека - важное условие развития его, как личности. Лишь если они станут предметом стойких эмоциональных отношений человека, его идеалы, обязанности, нормы поведения превратятся в реальные мотивы деятельности.
Поскольку психолог - это человек, прежде всего, высоко просвещенный, интеллектуальный и культурный, то можно говорить о необходимости формирования эмоциональной культуры у людей этой профессии.
Ряд исследований [9, 14, 15] свидетельствуют об отрицательной тенденции относительно эмоциональной культуры молодого поколения на уровне повышенной тревожности, агрессивности, эмоциональной сензитивности, эмпатии. Одной из причин такого положения в обществе является недостаточное внимание к культуре вообще и к эмоциональной культуре в частности.
В современных условиях высшей школы созрела необходимость формирования у будущих психологов такого качества, как толерантность (терпимость в отношениях между людьми, психическая, эмоциональная стойкость в экстремальных ситуациях) так как этого требует действительность.
Поскольку попытки решить этот вопрос в рамках других теорий [15, 17, 18] хотя и заполняли определенным чином образованный вакуум, тем не менее, не охватывали данной проблемы в целом. Нет исследований, в которых бы изучалась эмоциональная культура в процессе подготовки будущих психологов. Нет исследований, которые бы изучали эмоциональную культуру с точки зрения её особенностей, функциональных и структурных компонентов, как необходимого условия профессиональной подготовки личности.
На сегодняшнем этапе модернизации системы образования может обращаться внимание не только на когнитивную и креативную стороны развития личности молодого поколения, но и на развитие его эмоциональной сферы [6, с. 142], которое вдобавок, требует не только правильного формирования, а еще и умелого использования.
Эмоциональная культура психолога – это психологическая ценность его личности. На профессиональные качества психолога существенно влияют индивидуальные характеристики человека (в том числе и эмоциональное состояние), которые могут, как оказывать содействие формированию профессионального мастерства и творческого подхода к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению [10, с. 34] (чрезмерная эмоциональность). Эмоции включены в все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Довольно важным является вопрос о соотношении у человека эмоций и мышления [1, с. 142]. Благодаря мышлению, человек может сознательно оценивать тот или другое влияние на организм, понимать изменения во внешней среде, их значение для своего существования.
В современной научной литературе общекультурные ценности рассматриваются как одно из важнейших условий психологического развития индивида [4, с. 68]. Как уже упоминалось, факторы, которые являются основными в системе эмоциональной культуры психолога, это, во-первых, эмоциональная регуляция, которая предусматривает адекватное эмоциональное реагирование равное экспрессивности; во-вторых, эмоционально-гуманистическая направленность личности, которая обнаруживается в эмпатии; в-третьих, эмоционально - антиципирующие способности личности; в-четвертых, эмоционально-познавательная активность. Развивая их, личность может достичь значительного результата в своем психофизиологическом развитии, а вместе с тем, и в общепсихологическом аспекте развития.
Психолог, наделенный умением не только прекрасно знать материал и уметь применять его на практике, понимать себя и действовать "не против своей воли", конечно, способен на большее, чем тот, который зациклен на внешней или внутренней своей жизни или деятельности.
Итак, проанализировав работы многих психологов [2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 17, 18] по данной теме, можно определить направления, на которые следует сосредоточить внимание, развивая эмоциональную культуру студента - психолога.
Во-первых, необходимо увеличение уровня общей образованности будущего психолога в процессе наставительно-познавательной деятельности; во-вторых, необходимо обязательное эстетичное влияние искусства; в-третьих, развитие эмоциональной сенситивности, эмпатии как движущей силы эмоциональной культуры; в-четвертых, можно развивать эмоциональную культуру с помощью целенаправленного социально-психологического тренинга. Рассмотрим подробнее эти направления. Развитие эмоциональной культуры и стойкости в процессе учебной деятельности будущих психологов ограничено континуумом специфических гностических эмоций, которые детерминируют познавательную активность. Конечно, задействовав эмоции при усвоении знаний, надо иметь в виду еще одно содержание, в котором знания обогащают не только когнитивную, но и эмоционально-личностную сферу, а потому "выявление в эмоциях целостного отношения человека к миру" [13, с. 213]. В этом ракурсе рассматривается единство аффекта и интеллекта. Приобретенные знания уменьшают достоверность создания ситуаций, в которых человек является предметом неразумного познания. Обретение знаний с одной области уменьшают достоверность того, что индивид будет экспериментировать иррациональными познаниями также и в другой. Полученные знания помогут предупредить другой вид эмоциональной неразумности - эмоциональную незрелость. Это объясняется тем, что приобретение образования требует от личности увеличения когнитивной сложности, которая связанная с наличием определенной системы знаний. И потому, становя более просвещенным, индивид ощущает более сложные эмоции.
Познание искусства вводит человека непосредственно в мир эмоций и переживаний. Чтение литературных произведений, слушание музыки, созерцание живописи, танцы предусматривают эмоциональную включенность [10, с. 76], развитие не только речи, движений, понимания, но и развитие сознания.
Переживание красивых произведений искусства, соотнесение себя с некоторыми компонентами (героями, образами, "голосом" или автором, расположением духа произведения) владеет тем скрытым потенциалом, который в дальнейшем будет оказывать содействие лучшему пониманию, например, определенных жизненных ситуаций или точек зрения других людей.
Говоря о культурном наследии индивида, следует помнить, что оно складывается не только из понятий, убеждений и ценностей или лишь из эмоциональных переживаний [4, с. 114]. Мы воспринимаем собственную культуру как что-то неотъемлемое от нас самых. И пока не сопоставим ее с другой культурой, не можем увидеть ее недостатки. Под влиянием других культур происходит коррекция неразумных действий, ассоциаций, случаев, которые связаны в нашем сознании на иррациональном уровне. Таким образом, мы можем говорить о шаблонности эмоциональной культуры, эмоциональном клише [15, с. 147]. Оно представляет собой стереотипный способ эмоционального реагирования, к определенной мере стереотипный паттерн.
Так же, как мысли, суждение и оценки, эмоции могут быть в определенной мере одинаковыми в разных ситуациях, представлять собой эмоциональное клише, которое установлено и обусловлено культурой, начиная от юнговских архетипов и заканчивая типичными индивидуальными эмоциональными реакциями.
Итак, общекультурные ценности являются определяющими в развития эмоциональной сферы личности. Предложенные в искусстве и детерминированные социальными и этическими нормами, они формируют такие особенности эмоциональной культуры, как эмпатия, экспрессия, эмоциональная сенситивность, саморегуляция, эмоциональная стойкость, гностическая, эстетичная и этическая направленность личности.
По мнению ряда авторов [10, 11, 14] эмоциональная культура определяется умением индивида воспринимать и эмоционально ощущать окружающий мир. Формирование данного умения возможно с помощью процессов эмоциональной регуляции, понимания значения эмоций в человеческой жизни, а также с помощью коррекции алекситимии (умения объяснять свои чувства с помощью слов) и "использование" чувств в процессе наставительно-познавательной деятельности.
В последние годы рассматриваются вопрос активного формирования культуры личности в обучении как неотъемлемый элемент большинства психолого-педагогических тренингов [9, с. 17]. И действительно, необходимо направлять теоретические наработки на более широкое внедрение в практику. Привлекать приобретенный опыт развития эмоциональной культуры в педагогической среде в разнообразнейшие институты человеческого общества, этим самым повышая уровень культуры общества.