С данного периода музыкальная психология начинает заниматься решением практических вопросов и развивается дальше именно как практически ориентированная научная область. Активно начинает расширяться и развиваться практическое применение музыкально-психологической проблематики: получает свой официальный статус музыкотерапия. За рубежом идет работа по внедрению ее в медицинскую и психотерапевтическую практику; психологические личностно-ориентированные тренинги часто включают музыкальный материал, который обеспечивает самовыражение человека, усиливает или успокаивает эмоции, продлевает определенное настроение, помогает найти личностный смысл в происходящем с человеком.
Категория «субъект» становится осью, вокруг которой происходит окончательное определение и структурирование предметной области музыкальной психологии. Предметом изучения становится личность, включенная в музыкальную деятельность, акцент ставится на личностных процессах композитора-исполнителя-слушателя, учителя-ученика. Именно «субъект музыкальной деятельности» и его комплексное изучение способствовали междисциплинарному сотрудничеству и взаимообогащению полученными знаниями. На современном этапе развития музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины, мы выделяем 4 основных ее направления:
· Психологию музыкальной деятельности;
· Психологию музыкального образования;
· Социальную психологию музыки;
· Музыкотерапию.
Итак, мы рассмотрели Развитие отечественной музыкальной психологии в XX в. Теперь можно подвести выводы.
В последние десятилетия тенденция к всестороннему, интеграционному изучению приводит исследователей различных областей знания к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества для расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний. Подобное междисциплинарное сотрудничество на базе музыкальной психологии происходит во многих зарубежных странах с развитой системой профессиональных ассоциаций, научных обществ и других музыкально-психологических организаций, где считается, что данная научно-практическая область вносит значительный вклад в развитие современного общества, способствует его гармонизации и здоровью.
1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия /Руководство по психотерапии. -М., 2009. 354с.
2. Леви В. Музыка и мозг //Знание-сила. – 2004. - №9
3. Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 2006. 315с.
4. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 2004. 291с.
5. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М., 2007.361с.
6. Социология и музыкальная культура. - М., 2007.220с.
7. Тарасов Г.С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. - М., 2006.324с.
8. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 2008. 254с.
[1] Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис.канд.психол. наук.- М., 1982
[2] Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. - М., 1993
[3] Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. - 1986 - №4
[4] Гейнрихс И.П. Музыкальная память. - В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1972
[5] Гильбух Ю.З., Лоос В.Г. О воздействии музыки на работоспособность человека: Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т.III. Отрасли психологии. - М., 1968 - Вып. 1
[6] Мясищев В.Н, Готсдинер А.Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение /Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.,1981. -с.14-29