«бесперспективность», «скучно», «а что еще делать».
И это не рисовка. Подобное умонастроение, отражает общую ситуацию, отчасти внушенную разговорами родителей, отчасти ранним опытом собственной нескладывающейся жизни – половина респондентов имеет 6–7 классов образования и в настоящее время не учится и не работает.
«Кайф» – вот то, ради чего. Получение удовольствия быстро, без собственных усилий, ради этого стоит рисковать.
6. Самое худшее, что мне случилось совершить…
«Поругаться с девчонкой», «уйти из дома», «бросить школу» – таких ответов единицы. Два человека пробу наркотиков оценили как самое худшее, что им приходилось совершить. Основная часть отвечающих ничего такого не совершала в своей жизни. Вытеснение, отрицание существующей проблемы активные помощники в формировании завышенной самооценки, уверенности в правильности собственных действий подростка.
9. Как часто ты употребляешь наркотики? Этот вопрос задавался только тем подросткам, которые пробовали наркотик не впервые (33 человека).
1 раз в неделю – 30%;
1 раз в 2 недели – 43%;
1 раз в месяц – 27%.
10. Распределение ответов на вопрос: «Что может стать причиной отказа от употребления наркотиков?»
Желание мести, наказания родителей пусть даже ценой своей смерти свидетельство глубокой психической травмы подростка, его эмоциональной инфантильности, неспособности или невозможности конструктивно разрешить возникшую проблему. Отсюда же и желание вернуть таким способом любимую девушку. Настораживает неприятие проблемы как таковой и отсутствие мотива сотрудничества со взрослыми для решения этой проблемы. Подростки склонны недооценивать на ранних этапах последствий употребления и переоценивать собственные силы.
11. Оценка будущего довольно разнообразна, однако не внушает оптимизма:
«бесперспективным» – 22%;
«кайфным» – 20%;
«как у всех» – 18%;
«нормальным» – 16%;
«мрачным» – 14%;
«веселым» – 10%.
12. В школе мои учителя…
«Не любили меня», «мечтали поскорей меня выпустить из школы», «были злые», «ненавидели меня» – такие ответы не редкость среди респондентов. Они являются свидетельством неблагополучия и в школьном взаимодействии подростков.
«Нормальные люди» – такой ответ дали 22% подростков.
13. Мои друзья…
«Такие же как я», «нормальные пацаны» довольно обтекаемые характеристики.
«Понимают меня», «ждут меня» – это то, чего им не хватает в школе и дома.
«У меня нет друзей» – такая формулировка обозначает кризис и в этой сфере.
14. Моя мать…
«Ей плевать на меня», «занята своим новым мужем», «пьет», «у меня нет матери», «случайно родила меня», «не любит меня», «ненавидит меня», «не справедлива ко мне» – отчаяние, обида, все невысказанные чувства сконцентрированы в этих коротких высказываниях подростков (36%).
«Хороший человек», «переживает за меня», «все время работает» – таких меньше (28%), но они есть.
15. Больше всего я боюсь…
«Я ничего не боюсь» – 34%;
«остаться один» – 28%;
«одиночества» – 18%;
«меня не простят родные» – 12%;
«я умру» – 8%.
Неосознаваемый страх смерти, (при ее поиске – своеобразный поединок: кто кого?), и страх одиночества то, что сопровождает наркомана всегда. Нарушение или несформированность собственной идентичности, образа Я (что я из себя представляю, что могу, что значу в глазах окружающих), а отсюда неспособность быть одному составляют основу этих страхов.
16.Наступит тот день, когда…
«я добьюсь того, чего хочу» – 24%;
«когда все от меня отстанут» – 22%;
«все кончится» – 16%;
«все будут счастливыми» – 14%;
«все будет хорошо» – 10%;
«когда я остановлюсь» – 8%;
«он не наступит» – 4%;
«мы будем вместе» -2%.
Наркотики – это всего лишь способ доказать себе и всему миру, что ты чего-то стоишь, другого пути им не показал никто, а сами не нашли. При этом некоторые уже понимают, что могут проиграть, но назад дороги нет. Часть подростков разочарованы существующими отношениями с окружающими, сознательно хотят их прекращения (когда все от меня отстанут), хотя это скорее «крик о помощи», желание других, понимающих взаимоотношений. Подтверждение этому в ответах на вопрос о том, что больше всего любишь (см. п. 18).
17.Мой отец…
«У меня нет отца» – 34%.
«Конченный человек», «никогда не понимал меня», «любит только себя», «ничего не понимает в этой жизни», «тряпка», «я ненавижу его» – отношения с отцом, если он есть, также неблагополучны у большинства опрошенных подростков. При этом вырвавшиеся слова более эмоционально (в сравнении с оценками матери) насыщены негативными и критичными оценками близкого человека – 46%.
«Нормальный», «хороший человек» – 14% опрошенных не высказала негатива в отношении отца.
«Мог бы понять меня, если бы захотел» – 6% еще не потеряли надежду на взаимопонимание.
18.Больше всего люблю…
«не знаю, много чего» – 30%;
«когда не лезут в душу» -28%;
«когда меня не поучают» – 22%;
«когда любят меня» – 18%;
«отца, но об этом не знает» – 2%.
Часть ответов – свидетельство негативного опыта взаимодействия с миром взрослых. Неумение, незнание современных родителей как помочь собственному ребенку, собственный страх, растерянность, паника перед наркотиками оборачиваются тотальным контролем, бесконечными расспросами, поездками к «лучшим специалистам», чтением нотаций о вреде наркотиков. Но это не помогает, а лишь создает ощущение «заевшей пластинки», от которого хочется отстраниться.
Есть ответы,свидетельствующие о достаточно развитом желании быть любимым. С одной стороны, это искренняя неудовлетворенная потребность, с другой, эгоистические тенденции подростков.
В последней формулировке смешанные чувства – любовь, горечь, отчаяние, тоска. Что мешает сказать об этом вслух? Страх быть не понятым, не услышанным.
19.Где сейчас можно купить наркотик?
«везде», «хоть где» – это первая реакция подростков, после дополнительных вопросов места распространения наркотиков иногда уточнялись:
«в школе» – 26%;
«на дискотеке» – 34%;
«у знакомых» – 14%.
Доступность и свобода в приобретении наркотиков является одной из актуальных проблем и подтверждается полученными результатами. Подростки знают где, куда им обратиться, сколько это стоит, где можно взять в долг, как отработать. Способы привлечения молодежи у наркодельцов разнообразны.
20.Как по-твоему, есть ли смысл борьбы с наркотиками?
«да» – 18%
«нет» – 56%
«это бесполезно» – 26%.
Эти последние цифры не прибавляют оптимизма, хотя они отражают реальную картину. С наркоманией действительно бесполезно бороться, а вот научиться сосуществовать рядом с ней, научить противостоять ей наших детей просто необходимо. Для этого необходимо Знать. Знать о том, что происходит и что нужно и можно делать с этой проблемой на всех этапах.
Проведенное мной социологическое исследование позволяет обозначить основные мотивы и причины употребления наркотиков:
- различные факторы неблагополучия семьи (неполные семьи, пьющие родители, конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, с нарушением эмоциональных связей);
- экономическое расслоение общества, безработица, «бесперспективность», потеря престижности многих профессий;
- снижение мотивации к обучению, невозможность или нежелание получить хорошее образование и профессию;
- доступность в приобретении наркотических веществ, широкое информационное поле, в т.ч. и через СМИ;
- нарушение конструктивного взаимодействия, эмоциональных связей с педагогами, сверстниками, неумение разрешать возникающие проблемы;
- давление референтной группы, зависимость от правил и ценностей, принятых в группе;
- растерянность и отсутствие знаний у родителей, педагогов по этой проблеме.
Вот основной список социальных причин, подталкивающих подростков к этой пропасти. Однако, наркомания затягивает не всех. Есть еще внутренние механизмы, специфические личностные особенности, способствующие развитию болезни. Их мы рассмотрим в следующем параграфе.
2.2 Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Одной из важнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно всякого теста считается валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. [6, С. 39].
Часто одним из причинных факторов употребления наркотических веществ является наличие акцентуаций характера у подростка, его эмоциональная стабильность.
В исследовании участвовали 8 подростков 15–16 лет, находящихся в наркологическом отделении г. Бердска, на добровольной основе.
Поэтому для проведения исследования мною были выбраны две методики – «Личностный опросник» Шмишека и «Личностный опросник» Айзенка.
Опросник Шмишека (SchmieschekFragebogen) – опросник личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к её изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г., состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». [1, С. 387] С его помощью определяются следующие 10 типов акцентуации личности:
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позёрстве, поступках. Рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. С целью привлечения к себе внимания, способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза». Увлечения экстравагантные и не требующие упорного труда.