Смекни!
smekni.com

Деонтология юридической психологии (стр. 4 из 6)

- психофизиологическом, означающем изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность.

При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов;

индивидуально-психологическом, предполагающем изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств и качеств.

В результате сочетания перечисленных уровней описания деятельность предстает перед нами в виде многоуровнего полиструктурного образования. Системный анализ позволяет здесь рассмотреть профессиональную деятельность в развитии, а следовательно, изучить процесс овладения ею, становление профессионального мастерства, дефекты в деятельности, вызванные психологическими особенностями человека.

Сходным с системным и рассматриваемым иногда в единстве с ним является структурный метод. Он выступает своеобразной конкретизацией предыдущего метода, обладая при этом, в целом, определенной самостоятельностью. Если системный метод позволяет познать предмет прежде всего во внешних его связях, то системно-структурный дает нам возможность познать внутренние связи и закономерности предмета, проследить их динамику и взаимодействие. С его помощью всегда можно исследовать в качестве структурного элемента психологическую сторону права, правосознания, правомерного и противоправного поведения, деятельности преступной группы и т. д. Системно-структурные связи в предмете познания существуют объективно и присущи всем областям социальной действительности, в том числе и изучаемым юридической психологией. Структурный метод, ко всему, применяется в юридической психологии для установления специальных и профессиональных способностей участников по делам о преступлениях, связанных с нарушением безопасности труда, на транспорте и т. д.

Структурный метод иногда может выступать одной из предпосылок применения системного метода в исследовании профессиональной деятельности, и том числе и работников юридического труда.

Важен для нас в настоящее время и кибернетический метод. Вначале кибернетический метод понимался как способ, позволяющий познать предмет с точки зрения возможности управления этим предметом. Только поэтому он нашел достаточно большое применение в криминалистике для изучения возможностей управления поведением преступника в ситуации выявления преступления и изобличения виновного. В значительной мере распространение этого метода связано с применением в деятельности органов юстиции и электронно-вычислительной техники. На данном стыке кибернетики и юриспруденции развилась уже новая отрасль знания - правовая кибернетика, в которой, обладая своеобразным математическим аппаратом и техническими средствами производственного обучения, она одновременно выступает как метод познания в юриспруденции и смежных науках. Как правило, специфика ее состоит в том, что она выступает в роли частнонаучного метода.

В юридической психологии использование кибернетического метода позволяет проводить синтетическую обработку обширной информации, касающейся как психологической стороны правового поведения, так и профессиональной юридической деятельности, и даже личности конкретного преступника.

Отметим, что кибернетический метод позволяет решать и теоретические проблемы, в частности выдвигать научные гипотезы, проводить психологические обследования большого количества различных групп людей, а также отдельных лиц при производстве судебно-психологических экспертиз.

К кибернетическому методу близко стоит математический метод, который достаточно успешно используется в социологии, экономике, технологии и ряде других наук. Его применение, как показывает практика, возможно и в юридической психологии. Математический метод прежде всего количественный. Он позволяет нам психологические проявления или психолого-правовые явления выразить количественно. С помощью этого метода психические процессы и явления можно изобразить математическими символами и, оперируя ими по правилам математики, прослеживать их корреляционную связь, определять тенденции и направления их развития, моделировать конкретные психолого-правовые явления или их группы. Учет количественных особенностей психологической стороны правовых явлений имеет важное значение при составлении планов социального и экономического развития, определенных криминологических программ специальной профилактики преступлений и правонарушений и т. д.

Математический метод позволяет психологические явления, состояния и процессы формализовать и исследовать с помощью математической логики. Возможно ее использование в юридической психологии при программированном обучении юристов, разработке теории и методики психолого-лингвистической экспертизы, частнонаучных методов исследования, в частности контент-анализа. В конкретных ситуациях, например, при расследовании преступления, могут применяться и применяются отдельные направления математики, ее теории, в частности:

- теория рефлексивных игр и рефлексивного управления, с помощью которой можно более четко определить задачи, стоящие перед следователем, средства их решения и т. д.

Не только теория рефлективных игр и рефлексивного управления, но и математическая статистика, теория вероятностей, теория экспертных оценок и др. находят все большее применение в юридической психологии.

К описанным выше общенаучным методам близко стоит метод моделирования. Растущий интерес юридических психологов к проблеме моделирования связан прежде всего с тем, что метод моделирования убедительно показал свою эффективность в различных отраслях научного знания; есть все основания полагать, что этот метод окажется действенным и в сфере конкретных психолого-правовых исследований. Широкое распространение он приобрел относительно недавно, хотя и используется в научной литературе уже свыше 120 лет. По генезису своему термин «модель» восходит к итальянскому слову, означающему «образец», «то, с чем сравнивают». Модель - это именно то, с чем сравнивают. Метод моделирования проявляется как опосредованное исследование предмета, непосредственное изучение которого затруднено или вообще невозможно. Моделирование позволяет познавать психические явления, состояния и процессы с помощью моделей — материальных, знаковых или идеальных (воображаемых) систем, воспроизводящих, отражающих или имитирующих принципы внутренней организации, функционирования особенностей конкретного предмета познания. Моделирование, как правило, базируется на способности субъекта познания абстрагировать признаки или свойства различных предметов, явлений, устанавливать их связи и соотношения. Как полагает В.А. Штофф, «модель... выступает как единство противоположных сторон - абстрактного и конкретного, логического и чувственного, ненаглядного и наглядного. В то время как в теоретическом мышлении преимущественно выступает одна сторона, в чувственных восприятиях и наблюдениях - другая, в модели они связаны воедино, и в этой связи — специфика модели и одна из ее важнейших гносеологических функций».

Следует отметить, что модель — это не классическая схема, как иногда полагают (подобную интерпретацию можно обнаружить и в весьма популярном словаре). Модель способствует соотнесению явлений по признаку «причина — следствие», модель служит действенным средством предвидения социально значимых правовых явлений (возможность предсказать результаты некоторой экспериментальной процедуры имеет конечной целью предвидение в значительно более широком социальном масштабе).

Практика показывает, что в юридической психологии в большей мере применимы идеальные модели, чем материальные. Они строятся в сознании исследователя, и их можно в большинстве случаев считать определенной формой познающего мышления, с помощью которого чувственно-наглядные представления строго логически связываются в целостный образ. Создав модель, можно познавать психолого-правовые явления в «чистом» виде, в отрыве от второстепенных, несущественных в данный момент фактов. В то же время применение метода моделирования ограничивает круг познаваемых элементов системы и даже не дает возможности проследить все их взаимосвязи. Большое значение метод моделирования имеет для практической юридической психологии, где исследуют, например, предмет, место, результаты и последствия правонарушения путем теоретического анализа логических моделей психологических особенностей личности обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля. В юрисдикционном процессе могут использоваться два вида моделей: вероятностные и достоверные. При помощи первых устанавливается истина, раскрываются субъективные особенности правонарушения, вторые - являются результатом и целью деятельности эксперта или консультанта-психолога в процессуальной деятельности в целом. Эти модели имеют динамический характер и в связи с постоянным поступлением новой информации изменяются, совершенствуются, становятся более достоверными по отношению к имевшему место событию преступления и личности преступника.

На практике модель психологических особенностей совершенного преступления, личности преступника, как правило, вырабатывается уже на первых стадиях уголовного процесса: при возбуждении уголовного дела, на стадии дознания или предварительного расследования, то есть когда других данных о субъективной стороне и субъекте может и не быть, когда еще личность конкретного преступника не установлена. Подобные модели, носящие вероятностный характер и вырабатываемые с помощью специалиста-психолога, могут оказать дознанию и следствию существенную помощь в выдвижении определенных версий, ограничении зоны поиска преступника, определении направлений сбора доказательств и т. д.

Модель совершенного преступления и личности преступника составляется психологом на базе информации, полученной с помощью указанных выше общенаучных и частнонаучных методов исследования. Обобщенная и проанализированная информация затем пропускается сквозь выработанную модель, изменяя ее саму. В результате количественного изменения модели (за счет поступления новой информации) происходит качественное изменение всего представления о совершенном преступлении.