Смекни!
smekni.com

Деструктивизм детской психики (стр. 1 из 2)

Введение

Подростковый период – один из самых драматических кризисов становления личности человека. Он характеризуется преобразованиями как когнитивной, так и эмоционально-личностной сфер подростка и складывается из трех основных процессов созревания – физиологического, психологического и социального. Эти процессы тесно переплетены, хотя каждый из них сохраняет известную автономию и неравномерность по форме, функциям, клиническому и социальному значениям. Социальное и психическое созревания не тождественны физическому и друг другу, поэтому подростковый возраст особенно уязвим для разных вариантов дизонтогенеза.


Восприятие пространства у больных с локальными поражениями головного мозга

Зрительная информация играет очень важную роль в организации поведения живых организмов, т.к. ориентация в пространстве и организация движений полностью зависят от процесса обработки перцептивной информации.

В зависимости от того, для чего необходима оценка пространственных свойств объектов, у человека задействуются разные механизмы обработки пространственной информации: механизм эгоцентрического и концептуального восприятия.

Механизм эгоцентрического восприятия играет ведущую роль в непосредственных манипуляциях с предметами, усвоенных двигательных стереотипах и навыках, движениях рефлекторного характера. При таких задачах сам человек становится центром координат, и расстояние до предметов оценивается в единицах движений тела, руки этого человека, т.е. используется эгоцентрическая система координат. Среди пространственных признаков доминирующее значение имеют бинокулярные и динамические признаки, которые действуют преимущественно в ближнем пространстве. Здесь в большей степени задействуется непроизвольное внимание. Оценка пространственных свойств в основном опирается на топологические пространственные представления. Все указанные особенности связаны с эффектом видения и изображения предметов в системе обратной перспективы. Отталкиваясь от работ М.Мишкина о двух путях проведения зрительной информации в коре мозга и идеи об иннервации двух систем кодирования зрительной информации Д.Милнера и М.Гудейла, мы полагаем, что функционирование данного механизма зрительного восприятия связано с заднетеменными отделами коры больших полушарий.

Механизм концептуального восприятия активируется при организации и планировании целенаправленных действий на более или менее отдаленную пространственно-временную перспективу. В условиях обработки большого количества признаков скорость обработки снижается. Оценка расстояния до предметов осуществляется в аллоцентрической системе координат, когда используются относительные единицы внешних метрических шкал. Здесь нет привязанности к положению наблюдателя, что требует развитости координатных пространственных представлений. Среди признаков удаленности важную роль играют монокулярные изобразительные признаки, которые действуют в среднем и дальнем планах. Данная система обработки появляется позже в онтогенезе, т.к. умение использовать монокулярные изобразительные признаки требует опыта, кроме того, формирование координатных пространственных представлений происходит гораздо позже, чем формирование топологических представлений. Эта система обработки связана с системой линейной перспективы, которая коррелирует с координатными представлениями, и задействуется при изображении дальних планов. Данная стратегия обработки пространственной информации иннервируется нижневисочными отделами коры больших полушарий.

Наше предположение заключается в том, что повреждение нижнетеменных отделов (иннервирующих эгоцентрическую стратегию) будет приводить к преобладанию линейной перспективы, доминированию проекционных и координатных пространственных представлений, а превалирование обратно перспективных построений, большее число топологических выборов будет наблюдаться при повреждениях нижневисочных долей (т.е. при угнетении концептуальной стратегии).

Для проверки этой гипотезы было организовано нейропсихологическое исследование восприятия перспективных отношений у детей и взрослых с локальными поражениями височных и теменных отделов мозга.

Исследование проводилось при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-00099а.

У испытуемых изучались преобладающая система перспективы (при помощи анализа самостоятельных рисунков, компьютерной программы "Иллюзия параллелепипеда", метода соотношения величин при изображении разноудаленных предметов и метода выбора перспективного изображения из серии альтернатив на примере цилиндров и параллелепипедов); пространственные представления (при помощи модифицированного варианта методики развертка, модифицированной методики Ж.Пиаже "Шарики", компьютерной программы на определение топологических/метрических выборов, новой проекционной методики, методик "кубики Йеркса", "составление плана помещения", "21 кисть").

Детская выборка составила 39 детей нейрохирургического отделения от 6 до 14 лет с поражениями височных (18 детей) и теменных (21 ребенок) отделов, преимущественно травматического поражения (67%). Взрослая выборка составила 29 человек от 21 до 70 лет с поражениями височных (14 человек), теменных (15 человек) отделов – в основном, опухолевого (50%) и травматического (46%) генеза.

Результаты, полученные на взрослой выборке, вполне ожидаемые: у них локализация повреждения в виске ведет к усилению эгоцентрической стратегии обработки информации, а в темени – к усилению механизма концептуального восприятия.

У детей, однако, наблюдается обратная картина. В поисках причин полученных данных мы разделили нашу детскую выборку на две возрастные группы (6-10 лет и 11-14). Оказалось, что поражение теменных отделов коры в старшей группе приводит к преобладанию концептуальной стратегии, а поражение височных долей мозга – к преобладанию эгоцентрической стратегии. Результаты же младшей выборки абсолютно противоположны ожидаемым. Видимо, в дошкольном и младшем школьном возрасте действуют иные механизмы мозговой организации, или же обработка пространственной информации подчиняется другим законам. В ранее проведенных исследованиях О.А.Гончарова, Ю.Н.Тяповкина было показано, что возраст 9-11 лет является критическим в отношении перехода к системе линейной перспективы. Возможно, при увеличении выборки, удастся доказать значимость данного возраста и для процесса формирования стратегий обработки информации.

Не менее интересные результаты оказались при сравнении повреждений мозга в разных полушариях. Оказалось, что правое полушарие более чувствительно к зоне повреждения, т.е. можно предполагать, что оно в большей степени отвечает за пространственные функции.

Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подросткового возраста

В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы. Это влияние существенно сказывается на функциональном взаимодействии структур мозга и возможностях системы регуляции и контроля корковой активации. Данные особенности вызывают большие трудности осуществления учебной деятельности в целом и развития познавательной мотивации подростков. Особенно при этом страдает функция произвольного внимания.

Мышление также переходит на новый уровень функционирования. К 11-12 годам вербальное мышление выходит на первый план, интериоризуя психическую жизнь подростка в целом и открывая возможность саморефлексии. При этом речевое опосредование, выводящее когнитивную сферу на качественно новый этап развития, в то же время может прикрывать дефицит несформированных в более раннем периоде онтогенеза мозговых зон (своего рода нейропсихологические "трещины"), что повышает энергозатраты на реализацию ВПФ в целом.

Еще одна "зона риска" в подростковом периоде – двигательная сфера и пространственные представления. Рост скелета подростка опережает развитие мышечной ткани, вызывая непропорциональность и угловатость фигуры, и соответственно, перестройку всей схемы тела и проприоцептивной чувствительности, часто приводящую к клиническим проявлениям – от чувства неприятия, отчужденности тела до различных вариантов дисморфобий. В результате могут страдать пространственные представления, выстроенные в онтогенезе от схемы тела ребенка, что, в свою очередь, может отрицательно влиять на широкий спектр квазипространственных представлений.

Таким образом, подростковый период является крайне уязвимым для различных нарушений когнитивной и эмоционально-личностной сфер, что требует особых подходов нейропсихологической коррекции по сравнению с более изученными методами коррекции детского возраста.

Нейропсихологическая коррекция когнитивной сферы подростков должна базироваться на следующих принципах:

Учет патогенеза – заключается в четкой нейропсихологической квалификации дефекта;

Учет симптоматики и степени выраженности дефекта ВПФ;

Онтогенетический принцип – учет той последовательности в формировании ВПФ, которая имеет место в онтогенезе;

Опора на сохранные звенья психической функции на основе учения о функциональных системах А.Р. Лурия;

Поэтапное формирование умственных действий на основе теории П.Я. Гальперина – последовательный переход от составления предварительного представления о задании, освоения действия с предметами, к этапу осуществления действия в плане громкой речи, и, наконец, к переносу действия в умственный план, к осуществлению и окончательному становлению интериоризированного умственного действия.

Системность коррекции - методика устранения каждого вида нарушений психических функций представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на перестройку определенной функциональной системы.