Психобиологическая система, которую представляет собой человек, оценивает и перерабатывает поступающие на «вход» стимулы, в конечном итоге разрабатывая и применяя адекватные средства адаптации. Однако по причине того, что психика человека (программное обеспечение системы) является одновременно и средством и объектом изучения, случаются «сбои», прежде всего, связанные с наличием «помех». «Помехами» как правило, являются аффекты, дисгармонизированные эмоции, извращенные ценностные ориентации, гипертрофированные потребности, которые искажают оценку стимулов-факторов среды, создавая тем самым предпосылки для совершения ошибок при постановке задач и как следствие, при подготовке программ.
В результате внедрения дефектных программ, «Я» человека и его поведение подвергаются глубокой трансформации, когда свобода выбора блокируется и возникает иллюзия рока или предначертанности судьбы. Функционирование долговременных программ подчиняется, во-первых, законам жизненного сценария в структуре взрослый – родитель – ребенок, во-вторых, фундаментальному закону русского физиолога Сеченова о том, что мысль о движении есть начало самого движения. Что означает, что все, даже не проявленные и нереализованные, но фиксированные в прошлом мысли в режиме микромоторики на всем протяжении жизненного пути конкретного человека в той или иной степени находят свое отражение в актуальных жизненных событиях, являясь одновременно создателями и компонентами судьбы этого человека.
В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, “линия жизни”), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии “жизненный путь человека”. Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. “Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю”, — писал С. Л. Рубинштейн (РубинштейнС.Л.., 1946).
В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в “Основах общей психологии”. В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.Л. Рубинштейн).
Жизненный путь — “это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения” (Б.Г. Ананьев, 1969). Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.
“Положение о том, что развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных, задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности” (Г. Винокур, 1927). Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д. — вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.
Как часть общества, как современник эпохи, как представитель поколения, каждый человек определенным образом включает в собственную историю страницы истории человечества, огромный спектр социально исторических ритмов. Традиции, обычаи, обряды, которые являются характерными для общества, так или иначе, касаются каждого отдельного человека.
Жизненный путь не является лишь траекторией частной жизни личности. Он очерчивает и творческий вклад каждого человека в историю общества. Есть люди, которые отражают собой ценности и идеалы поколения к которому принадлежат. Есть такие, которые олицетворяют собственной жизнью целую эпоху, целый исторический период. А жизнь некоторых становится вехой всей мировой истории.
Жизненный путь всегда объединяет биографическое и историческое. Личность не может развиваться, не создавая свою историю. Индивидуальная активность человека постепенно возрастает, внешние факторы уступают внутренним, формируется ответственность за собственные поступки, намерения, последствия действий. Человеческая деятельность изменяет окружающую среду, объективируясь в продуктах материальной и духовной культуры. Каждое поколение опирается на опыт предыдущего и получает возможность идти вперед. Создавая свой жизненный путь, человек накладывает на современные ей исторические события отпечаток собственных мыслей, интересов, решений, волевых импульсов, отражая одновременно и обратное влияние своего времени, ровесников, социума.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. [23]. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности (“регулярности”) в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, “ментальных”, и биологических, “витальных”, тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению гуманистической психологии на Западе (Ш.Бюлер, 1933).
Экзистенциалистские, неофрейдистские модели жизненного развития всесторонне и глубоко подвергались критическому анализу в советской науке. Эта критика ведется с позиций марксистских методологических установок и отличается конструктивным характером. В советской психологии определена принципиально иная стратегия разработки проблем индивидуального развития личности. Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б. Г. Ананьевым. Он обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.
В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.
Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость и созревание, старение и смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути. “История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере им определяется...” (Б.Г. Ананьев, 1969). Объективная, общественная и субъективная, личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути не могут происходить без учета естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Сама возможность субъективной регуляции жизнедеятельности возникает не сразу, а постепенно, по мере созревания мозга и его функций и вместе с тем по мере становления в процессах социализации интеллекта, самосознания, характера. Прежде чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Объективная детерминация жизненного пути — отчасти онтогенезом и в большой степени социальными обстоятельствами — не отменяется и тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Соотношение субъективных и объективных регуляторов жизненного пути — важный вопрос биографических исследований, пункт пересечения психологии и этики. Психологический аспект ответа на этот вопрос заключается в изучении механизмов субъективной регуляции личностью своей жизни и таким образом собственного развития. Эти механизмы актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта.
В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он является субъектом жизнедеятельности.
Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К. А. Абульхановой-Славской (К.А. Абдульханова-Славская, 1977, 1980). конкретизирует применительно к личности более общий принцип единства сознания и деятельности. Соответственно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, в жизнедеятельности формируются и проявляются в качестве ее субъективных регуляторов интегральные, “вершинные” структуры личности — характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт.