Менее выраженные страхи у детей: страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков; страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх больших улиц в 20% случаях у всех детей (см. приложение 5).
Метод опроса по Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой дал такие результаты: по средней группе у детей низкий уровень тревожности выявлен у 30%девочек и 20% мальчиков; средний уровень тревожности у 50% девочек и у 80% мальчиков; высокий уровень тревожности только у 2 девочек, что составляет 20%. По подготовительной группе: низкий уровень тревожности у 20% девочек и 40% мальчиков; средний уровень у 50% девочек и мальчиков; высокий уровень тревожности у 30% девочек и 10% мальчиков (см. приложение 6).
По опроснику М.Алворд и П.Бейкер, в качестве опроса родителей и наблюдения за детьми, мы выявили по критериям беспокойства, рассеянности, напряжения, раздражительности, нарушения сна – детей, испытывающих страх разлуки в средней группе 4 человека – 20%, а в подготовительной группе 2 человека – 10% (см. приложение 7).
Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. В своих рисунках 9 человек (22,5%) изобразили змей различной длины и окрасов; медведя изобразили 5 детей (12,5 %); дерево нарисовал 1 ребёнок (2,5%); пауков 9 детей (22,5%); изобразили крыс и мышь 10 ребят (25%); лису и кабана 4 ребёнка (10%); тигра 4 детей (10%); скелет нарисован у 7 человек (17,5%); металлическая фигура и роботы у 5 детей (12,5%); монстров изобразили 9 человек (22,5%); призраков и привидения 16 детей (40%); ночь и темноту 23 ребёнка (57,5%) (см. приложение 8).
В частности, если говорить о методике «Рисунок семьи», то наблюдали следующую картину: у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в подготовительной 4 ребёнка (см. приложение 9).
По методике «Силуэт человека» в контексте цветового выбора по Люшеру, сложилась такая ситуация: дети располагали эмоции и чувства любви-добра в сердце или голове красными, розовыми, оранжевыми цветами; чувства злости-гнева в ступнях, кулаках, губах синим, чёрным, грязно-коричневым цветом. Страх и ужас, испуг, боязнь дети рисовали в ногах – 9 чел. (22,5%); в коленях – 12 чел. (30%); в пятках – 7 чел. (17,5%); в груди – 8 чел. (20%); в голове – 4 чел (10%) серым, тёмно-серым, грязно-фиолетовым цветом, что может свидетельствовать о наличии определённых страхов у детей. Причём дети из подготовительной группы чаще изображали негативные эмоции – 70%, а положительные в 30%. Когда, как дети средней группы в большинстве нарисовали положительные эмоции – 85% и негативные лишь в 15% случаев (см приложение 10).
Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение в средней группе 5 ребёнка и в подготовительной 6 детей.
Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках ребёнка преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя.
При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0,81 оценка значимости 26,2, что указывает на очень высокую достоверность выдвинутой гипотезы (см. приложение 11).
Мы выделили из каждой группы детей по 5 человек для индивидуальной работы посредством арт-терапии, сказкотерапии, групповых занятий, снятия мышечного напряжения (см. приложение 12-13 ).
На данном этапе исследования, с 30 ноября 2006г проводились коррекционные занятия (см. приложение 14-15), два раза в неделю по 15 минут, с консультациями для родителей и домашними заданиями, в течение трёх месяцев (по плану до 1 марта 2007г). В контрольной группе коррекционные занятия не проводились.
Контрольная диагностика проводилась в конце февраля 2007г., рисование с детьми по теме «Чего я уже не боюсь» — подтвердил наши ожидания: дети на цветной бумаге светлых тонов яркими красками изображали не только объекты своих страхов, но и себя, причем в активной, противостоящей страхам позиции.
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения
Рисование. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, организует деятельность ребёнка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.
Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объекта страха, уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.
Для преодоления детских страхов, мы использовали методику коррекции А.Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху » она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов) [8, с.68].
Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.
I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать... Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического обследования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличия, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким? » Далее работа будет проводиться со страхами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись когда-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом. В беседе с ребёнком, мы предлагали: «Закрой глаза. Вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера.» проводится обсуждение ощущений ребёнка.
IIэтап — проводится обсуждение ощущений ребёнка, обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Если страх не имеет определённого образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было, на что было бы похоже?». И тогда дошкольнику предлагаем нарисовать возникший у него образ страха. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности.
Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.