Введение
1. Исторический анализ понятия "детство"
2. Детство человека и животного
2.1 Врожденное поведение
2.2 Инстинкт собственности и замещающее поведение
2.3 "Воришки" и "консерваторы" в животном и человеческом мире
2.4 Игры детей и животных
2.5 Игрушки
2.6 Страхи детей и детенышей животных
3. Родители и дети в животном и человеческом мире
Заключение
Список литературы
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.
Детство - это период усиленного развития, изменения и обучения.
Человек, являясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. По состоянию на момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.
Цель данной работы - выявить и сопоставить детство человека и детство животного.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
выявить основные закономерности в детстве человека и животного;
изучить взаимоотношения родителей и детей в животном и человеческом мире.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
В ходе истории росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. Но за тысячелетия новорожденный ребенок практически не изменился. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно - предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.
Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы[1].
Вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. Если на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Большое влияние на разработку концепции с общими установками бихевиоризма оказали идеи И.П. Павлова. Уже в первых экспериментах Павлова с выведенной наружу слюнной железой была реализована идея связи зависимых и независимых переменных, которая происходит через все исследования поведения и его генеза не только у животных, но и у человека.
Атака на бихевиоризм и, особенно, на те его стороны, которые более близки психологии развития, проходила по нескольким направлениям. В современной психологии многие считали, что закономерности поведения могут быть получены только путем просеивания индивидуальных различий и случайных отклонений. Такая установка послужила причиной еще большего расширения масштабов исследования[2].
Исследователей в европейских странах интересовали стадии и этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И.П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Проводя на детях эксперименты, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у обезьян и ребенка, и поэтому период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.
Много ли инстинктивных действий мы можем наблюдать у ребенка? Оказывается, их сотни. Ребенок родился и сосет молоко - это сложный инстинктивный акт. Редко у кого из детей он бывает нарушен - тогда выкормить такого ребенка очень трудно, а научить сосать невозможно. Малыш сосет и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы. Если дать ему теплый пушистый предмет - он сожмет его и замрет. Это древний инстинкт приматов - найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим видом - человеком и лишена шерсти, а инстинкт жив.
Вот ребенок научился поворачиваться на бок, но не на любой, а на тот, что ближе к стене или более темному предмету. Это тоже инстинкт. Малыш ловит ногами погремушку, пробует все предметы на вкус, особенно стремится подбирать все с земли - все это врожденные реакции.
У хвостатых приматов детеныш, обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Ребенок, если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери.
Выше уже было сказано, что ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с матерью остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других слов человек в отчаянии кричит: "Мама!". И хватается руками за шерсть, которая всегда под рукой, - за собственные волосы. Точно также поступают обезьянки, у которых на глазах утаскивают мать, но они хватаются за собственную шерсть в любом месте.
Инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым нежадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.
У наших первобытных предков личная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали вместе с ним.
Лишение собственности или ограничение владения ею деформирует психику и взрослого человека, делает его завистливым, агрессивным.