Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым искусством подражая окружающим, копируя их черты. Эту поведенческую особенность детского возраста психологи называют реакцией имитации. Она вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Ведь таким образом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит выполнять, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Однако в силу недостаточной сформированности аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности дети не в состоянии выбирать образцы для подражания, словно зеркало отражая все то, что их окружает. В полной мере это относится и к наркогенному поведению.
Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» - алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей - таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости. Но... По нашим исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.
Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Обычно этот этап «знаменуется» множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя на прочность (в большей степени это характерно для мальчиков). Стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам [24, c. 108-110].
Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела (когда за 2-3 месяца подросток вытягивается на 15-20 см) опережает развитие сосудистой системы. Субъективно все это проявляется в ощущении физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, и оттого пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с одурманивающим препаратом в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию «физиологического благополучия», на время снимает дискомфортные ощущения. Кстати, первая проба наркотика в период созревания оказывается наиболее опасной. Установлено, что у человека, познакомившегося с одурманиванием в 13-14 лет, риск дальнейшего развития зависимости повышается в 2-3 раза [47, c. 55].
В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Вообще интерес к вопросам пола возникает у детей очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу. Неспособность найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них в подростковой среде пользуются большой популярностью из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз» [24, c. 43-45]
У подростков также бытует мнение о том, что ряд наркотиков способен усилить потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Чтобы снять страх и психологическое напряжение, которое возникает при первом половом контакте, некоторые подростки (обычно мальчики) могут прибегать к использованию одурманивающего препарата.
Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации [5, c. 60-61]. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости.
Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание [9, c. 29-30]. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных коммуникативных навыков, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Подросток, в силу тех или иных причин лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.
Однако реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические веществ, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов проб одурманивающего препарата. При этом перед молодым человеком встает выбор - принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Тем более расплата за отказ от пробы следует незамедлительно, подросток оказывается изгоем, тогда как последствия приобщения к наркотизации скажутся спустя длительное время. Все это, а также несформированность умения сопротивляться внешнему давлению, отстаивать собственную точку зрения повышает риск возможной наркотизации.
Педагогу очень важно своевременно выявить в детском коллективе тех, кто уже имеет опыт применения наркотических или токсикоманических веществ. Во-первых, для того чтобы препятствовать дальнейшему развитию наркогенного заражения у юного поклонника дурмана, а во-вторых, для того, чтобы предотвратить приобщение к одурманиванию других воспитанников. Дело в том, что для подростков, имеющих опыт наркотизации, свойственна специфическая поведенческая реакция - прозелитизм (заражение) [11, c. 88-90]. Установлено, что один молодой человек, использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию еще 4-5 подростков. Таким образом наркотизирующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его. Конечно, такое поведение редко носит осознанный характер, сам молодой человек до конца не понимает мотивы своих действий.
При определении роли группы следует учитывать, что она необязательно должна быть наркоманической или алкогольной (т. е. единственным объединяющим ее звеном является использование одурманивающих веществ). Одурманивание обычно оказывается лишь «фоном», на котором и происходит общение. Молодой человек, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Наркотизация оказывается лишь одной из них. Однако постепенно из малозначимой, второстепенной традиции использование наркотиков может выходить на первый план. И подросток, прежде лишь балующийся наркотиками или алкоголем, оказывается тесно связанным с наркотизацией. Особого внимания в распространении наркогенных традиций заслуживают различные молодежные неформальные движения.
1.3 Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя
Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации (по нашим данным, больше 60%), живут вместе с обоими родителями [26, c. 55-56]. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка, если в первом случае взаимоотношения людей напоминают непрекращающуюся борьбу, а во втором случае ребенок окружен нежностью, любовью, заботой.
Чаще всего (и раньше всех) подвергаются наркогенному заражению несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки [20, c. 63-65]. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или далее антисоциальным поведением отца или матери, а так же конфликтными взаимоотношениями между взрослыми, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, дети по самым мельчайшим деталям - взгляду, интонации, даже жесту способны уловить признаки ссоры. Особенно чувствительны и ранимы в этом отношении младшие подростки. Реакция их на затянувшийся конфликт может быть самая непредсказуемая. Нам известен случай, когда вполне благополучный и «положительный» 13-летний мальчик почти открыто стал использовать наркотики, подружившись с подростками - грозой всего двора. Только опытный психолог сумел установить причину случившегося - подросток решил таким образом помирить родителей. Рассуждал он просто: если постоянные ссоры взрослых прекращаются на время его болезни, то такая беда, как наркомания, непременно сплотит папу и маму.